От редакции: Гости помогут

Рост рождаемости в России вполне возможен, но одной рождаемости мало для выхода из демографического кризиса. Более серьезной причиной нехватки рабочих рук, замедления экономического роста и коллапса пенсионной системы будет высокая смертность.

Уровень смертности продолжает расти – в 1991 г. на 1000 человек приходилось 11,4 смерти, в 1995 г. – 15, в 2005 г. – уже 16,1. В результате, согласно новому прогнозу ING Bank, к середине века население сократится с 142,2 млн до 123 млн человек. Наиболее высокий уровень смертности наблюдается среди трудоспособного населения, и к 2050 г. экономически активных россиян станет на 10 млн меньше. Убыль трудоспособного населения сильнее всего ударит по пенсионной системе.

Тренд заметен уже сегодня. Даже при нынешнем соотношении числа работающих и пенсионеров (1,75 в 2005 г.) более 50% бюджета Пенсионного фонда пополняется за счет дотаций из госбюджета. Минфин прогнозирует, что в 2010 г. собственные доходы ПФР будут обеспечивать только 37,1% его расходов. По прогнозам ING Bank, через 20–30 лет работающих в стране будет столько же, сколько пенсионеров.

Реформа, которая должна была изменить систему пенсионного обеспечения в России и сделать ее в большей степени накопительной, чем страховой, забуксовала практически сразу. Из-за необходимости выплачивать трудовую пенсию тем, кто не участвует в экономической деятельности сегодня, ПФР столкнулся с дефицитом, и реформу начали сворачивать. Два года назад из накопительной системы были исключены работники с 1953 по 1966 г. р. А недавно ПФР предложил пустить на финансирование своей текущей деятельности и часть уже накопленных пенсионных сбережений населения.

Но отказ от реформы и возврат к старой страховой системе не способны справиться с демографическим по происхождению кризисом пенсионной системы. Уже предложено несколько решений. Одно из них – повышение пенсионного возраста до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин.

Аналитики ING Bank подсчитали, что эта мера приведет к сокращению пенсионных платежей на 240 млрд руб. в год (15% от всех платежей).

Еще одно решение предложено Российским союзом промышленников и предпринимателей. Бизнесмены предлагают стимулировать накопительные пенсионные сбережения – если работники будут отчислять в пенсионные фонды из собственных средств 3% зарплаты, работодатели обещают доплачивать еще 3%. К примеру, в РЖД действует корпоративная пенсионная система, которая вкупе с трудовой позволила достичь уровня пенсии в 36–42% от уровня зарплаты (в 2005 г. отношение средней пенсии к средней зарплате в целом по России составляло 27,6%). Проблема в том, что свои 3% бизнесмены планируют выделять за счет ЕСН, что сократит поступления в бюджет и только увеличит дефицит государственного пенсионного фонда.

Егор Гайдар и Институт экономики переходного периода считают, что единственное решение – возврат к приватизации: на начало года капитализация торгуемых на фондовом рынке активов, находящихся в госсобственности, составляла 35% ВВП. А для финансирования пенсионных обязательств государства ежегодно необходимы средства в 4% от ВВП.

Но есть и еще одно соображение. По прогнозу ЦЭФИР и Центра стратегических разработок, к 2025 г. доля проживающих в России мигрантов составит 18% всего населения. Это колоссальный рост – по данным переписи населения 2002 г., мигрантов было 5%. Учитывая демографические прогнозы Росстата, скорректированные ЦЭФИР с учетом миграционного потока, 18% населения в 2025 г. – это 25 млн человек. Масштабы миграции практически не будут зависеть от степени жесткости законодательства, но чем либеральнее будут миграционные законы и чем легальнее статус самих мигрантов, тем больше приезжих будут вовлечены в пенсионную систему. Они помогут избежать и краха системы, и озлобления против мигрантов. Ведь граждане начнут осознавать, насколько полезны им легально работающие гости.