От редакции: Календарный пиар
Неделя безопасности дорожного движения, начавшаяся в понедельник, говорит не только о включенности России в глобальную акцию под эгидой ООН. Едва не в большей степени формат недели свидетельствует о неискоренимости в России традиции советского календарного пиара.
Решение о проведении ежегодной Недели безопасности дорожного движения было принято Генассамблеей в 2005 г. По данным ООН, ежегодно во всем мире в ДТП погибает 1,2 млн человек, 20–50 млн получают травмы. В России, по данным главы ГАИ Виктора Кирьянова, в 2006 г. зарегистрировано около 230 000 автоаварий, жертвами которых стали 32 500 человек, еще 285 000 были ранены. В 2007 г. неделя посвящена безопасности детей на дороге. По данным Кирьянова, в прошлом году в России произошло почти 25 000 ДТП с участием детей, в которых погибло 1200 и ранено 25 700 несовершеннолетних.
Цель мероприятия, в версии ООН, – пропаганда важнейших правил дорожного движения, спасающих жизнь: использования ремней безопасности, детских кресел и шлемов, соблюдения скоростного режима и отказа от вождения в нетрезвом виде. У нас тематическая неделя предполагает авто- и мотопробеги, показательные соревнования по вождению, лекции и семинары, тематические занятия со школьниками. ГАИ накануне недели подписала гламурные партнерские соглашения с наименее контролируемыми сообществами водителей – стритрейсерами и байкерами. ГАИ также раздает автомобилистам полосатые черно-белые ленточки – символ участия в акции.
Пропагандистский эффект прочен тогда, когда под ним есть конкретная программа мер достижения цели. Что произойдет в следующий понедельник, когда мероприятие закончится? ООН, понятное дело, переключится на защиту, допустим, голодающих в Африке.
Оценки эффективности российского ведомства, отвечающего за безопасность на дорогах, могут разительно отличаться в устах гаишников или водителей и пешеходов. Статистика не в пользу ГАИ. Недавно принятая федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения на 2006–2012 гг.” в 2006 г. попала, по данным Германа Грефа, в число отстающих ФЦП: из доклада министра следует, что из семи целевых индикаторов достигнуты только три; в течение 2006 г. значительно увеличилось количество ДТП с пострадавшими по сравнению с 2004 г. (на 20 582 против запланированных 2000), а также ДТП из-за нарушения правил водителями со стажем не более трех лет (на 2096 против запланированных 400).
Проблема недель безопасности, месячников трезвости и благоустройства, субботников и воскресников в том, что они лишь временно актуализируют проблему, которая должна быть актуальной всегда, особенно для государственных менеджеров, нанятых ее решать. Из внимания выпадают то армия, то шахтеры, то детские сады, то самолеты, то ЖКХ, то техрегламенты – список можно продолжать. Это на самом деле сложная управленческая проблема. Но одна из ее причин очевидна – сверхцентрализация управления. Государству пора разобраться с тем, какие функции можно исполнять только из центра, а какие отдать в регионы и местному самоуправлению.