От редакции: Ценные указания

Президент Путин, обещавший в послании Федеральному собранию не подводить итогов и не оставлять завещания, все-таки подвел итоги и оставил завещание. Итоги оказались в его изложении утешительными, завещание – большим.

Собственно, подведение итогов органично вытекало из необходимости начать речь с минуты молчания и краткой оценки роли Бориса Ельцина. Таким образом первый президент России снова помог второму. В результате Владимир Путин смог актуализировать свое преемничество от Бориса Ельцина – и в то же время дистанцироваться от его времени, подчеркнуть нынешнее благосостояние на фоне былых неудач.

Тут пришлось рассказать о достижениях. Россия “вошла в десятку крупнейших экономик мира”, “с 2000 г. более чем в два раза увеличились реальные доходы населения”. Демократизирована избирательная система. Развиваются местное самоуправление, СМИ и гражданское общество. Успешны нацпроекты. Эффективен стабфонд. Приняты стратегические решения в деле возрождения культуры, науки и промышленности, развития инфраструктуры, энергетики, обеспечения обороноспособности, реформирования ЖКХ и пенсионной системы. Становилось понятно, что мы наконец-то решили все серьезные проблемы, такие как бедность, экономический кризис и разобщенность, и теперь пришло время заняться делами серьезными.

Конечно, не без оговорок. Конечно, не без отдельных недостатков – но исправимых. Например, с ветхим жильем помогут справиться деньги от продажи ЮКОСа. А пенсионную систему правительство улучшит за счет вывода экономики из тени и в крайнем случае – фонда будущих поколений.

В целом, пожалуй, нынешнее послание стало наименее критичным из всех. Даже критика в адрес неизвестного “кое-кого” по уровню резкости уступала звучавшей из тех же уст в недавней мюнхенской речи или в прошлогоднем послании.

Главным итогом Владимир Путин (да и любой на его месте) наверняка хотел бы считать построение такой системы власти, которая обеспечивала бы самовоспроизводство, преемственность и эффективность. В послании он попытался убедить аудиторию в том, что таковая существует.

Действительно, вертикаль власти, реформа выборного законодательства, зачистка оппозиции, подконтрольный парламент, СМИ и неправительственные организации, рост государственной экономики и высокие цены на ресурсы, полная народная поддержка действий президента и народные ожидания преемника – все это практически исключает сюрпризы в развитии ситуации после ухода Путина. С этой точки зрения его наказы выглядят прямой подробной инструкцией несамостоятельному преемнику. Путин назвал конкретные цели в экономике и социальной сфере, относящиеся к периоду, когда он уже не будет президентом, и суммы, которые необходимо выделить на эти цели из бюджета (Минфин уже оценил “стоимость” послания в 750 млрд руб.). Он попросил всех, имеющих отношение к власти, не искать национальную идею (что очень здраво), а заниматься “общим созидательным процессом” в рамках плана развития страны, содержащегося в сумме всех восьми посланий президента. Он попросил всех представителей власти послужить России. Он напомнил о необходимости опираться на базовые ценности.

С другой стороны, назидательное и материально подкрепленное завещание Путина оставляет ощущение незаконченности. Чего-то он не сказал.

Выстроенная вторым президентом (а начатая еще первым) система власти основана на личной, а не институциональной преемственности. И как ни страхуй преемника от проигрыша, как ни связывай его обязательствами, как ни учи его жизни, все равно не заложено в системе таких гарантий, которые заставили бы его продолжить политику предшественника. Собственно, последние семь лет не могли не убедить нас в этом.