От редакции: Отметка учителю

Средняя школа должна учить учиться и давать самые базовые знания, необходимые для следующих ступеней. Нынешнее состояние этой ступени образования, традиционно сильной в России, не многие считают удовлетворительным. По данным “Левада-центра”, 51% опрошенных недовольны нынешним уровнем школьного образования, довольны всего 20% (остальные не определились с ответом). По данным ФОМ, 40% респондентов оценили современное среднее образование удовлетворительно, 31% – плохо и лишь 13% – хорошо (16% не высказали мнения). Свои предложения по улучшению качества школьного образования выскажут сегодня на организованных Общественной палатой слушаниях “Общественная экспертиза приоритетного национального проекта “Образование” представители государственных и региональных органов образования, эксперты вузов и общественных организаций.

Проблема всех постсоветских лет – низкий уровень оплаты труда учителей и падение престижа профессии. Средняя заработная плата в сфере образования в феврале 2007 г., по данным Росстата, составила 7789 руб. – это 67% от средней по стране, причем пропорция мало меняется с годами (67% – в 2002 г. и 63% – в 2005-м). Во Франции жалованье среднестатистического учителя примерно равно средней зарплате по стране или превышает ее (более 2000 евро в месяц в 2005 г.). Но одним увеличением вознаграждения педагогов, даже с учетом доплат в рамках нацпроекта “Образование”, ситуацию не исправишь.

Одна из причин недостаточного уровня школьного образования, по мнению экспертов Высшей школы экономики, в нынешней системе оплаты труда педагогов. Поскольку зарплата учителя зависит только от количества часов, учителя заинтересованы в том, чтобы набирать больше уроков и классов. Этот конвейер не позволяет педагогам дать школьникам глубокие знания, научить их мыслить самостоятельно.

Авторы рекомендаций по развитию отечественного образования предлагают оценивать труд учителя по качеству полученных знаний и параллельно разделить зарплату учителя на две части – базовую и стимулирующую, размер которой будет зависеть от успехов учеников и должен составлять до 40% оплаты труда учителя. При этом знания школьников и эффективность работы педагога будут в таком случае зависеть не только от оценок в классном журнале, но и от успехов учеников на предметных олимпиадах и других конкурсах. Минимизировать подтасовки авторы идеи предлагают с помощью обращения к независимым экспертам, работникам образования, членам попечительского совета школы, наконец, к родителям.

Разумеется, при этом необходимо продумать, как уравнять технические возможности учителей из провинции с возможностями коллег из мегаполисов – для этого, полагают авторы, необходима информатизация школ в селах и небольших городах, развитие дистанционного обучения, позволяющие педагогам использовать современные технологии образования.

Наконец, одновременно стоит дифференцировать обучение в старших классах в зависимости от склонностей и способностей детей или создать на основе школ образовательные сети, в которых ученики могли бы заниматься у наиболее успешных преподавателей по предметам.