От редакции: Клио и медведь

Председатель Госдумы Борис Грызлов пообещал, что учебники истории будут попадать в школы только после государственной регистрации. В ходе нее Минобразования проверит правильность изложения исторических событий в пособиях и будет отсеивать “неправильные” пособия. Соответствующий законопроект, по словам спикера нижней палаты парламента, уже внесен в Госдуму. Внимание государства к преподаванию истории в школе и желание очистить учебники от фактических ошибок само по себе можно приветствовать. Но дело не только в ошибках.

История – очень широкий предмет, изучение которого помогает и в постижении других общественных наук. Преподавателю нужно научить школьников отличать знание от его имитации, интерпретацию факта от подтасовки, научную дискуссию – от брани.

В 1990-х гг. историки обрушили на головы неподготовленных обывателей поток публикаций, заполняющих пробелы, оставленные партийной цензурой в советское время. Вместе с работами настоящих ученых читательский голод принялись утолять авторы, не имеющие отношения к науке. Формированию целостной и объективной картины истории ХХ в. сначала мешала советская идеология, а потом – разношерстность новых материалов. Дезориентированный обыватель оказался не готов к встрече с потоком новой информации. Сейчас в России можно говорить о раздвоении исторического сознания.

В частности, по данным компании “Башкирова и партнеры”, 41% опрошенных полагают, что неудачи 1941 г. были вызваны ошибками Сталина и его окружения, 24,8% – внезапностью нападения противника, 19,7% – репрессиями, 9,1% не определились с ответом. Похожая картина с Октябрьской революцией. По данным “Левада-центра”, 30% считали ее началом новой эры, 28% полагали, что она дала толчок развитию страны, 16% говорили, что затормозила развитие, 10% назвали события октября 1917 г. национальной катастрофой, еще 16% не определились с ответом. Другой опрос “Башкировой и партнеров” показал, что 46,6% респондентов оценивают роль Сталина в истории России в целом отрицательно, 38,4% – положительно.

В этой ситуации авторам учебников истории не позавидуешь. Им надо изложить трагические и великие страницы прошлого так, чтобы молодежь не взращивала в себе ни опасной гордыни, ни, наоборот, самоуничижения.

Однако обязательная регистрация учебников, предложенная лидером “Единой России”, приведет к попыткам утвердить единственно правильную точку зрения. Прецеденты изъятия “неправильных” учебников уже были. После встречи Владимира Путина с историками в ноябре 2003 г., когда президент предложил излагать в пособиях “исторические факты, воспитывающие у молодежи чувство гордости за свою страну”, Министерство образования запретило использовать учебник “Отечественная история. XX век” Игоря Долуцкого. Централизованный отбор учебников – не лучшее решение. Для того чтобы в школы не попадали учебники, необъективно освещающие отечественную историю, надо расширить права учителей и школьных попечительских советов. Родители и педагоги-предметники сами способны выбрать наиболее подходящие пособия для обучения своих детей и учеников.