От редакции: С проверкой на проверку

Две федеральные службы – антимонопольная (ФАС) и Роспотребнадзор провели проверки друг друга и перешли к публичному выяснению отношений. Руководитель Роспотребнадзора заявил о закрытии столовых в здании ФАС, после чего столичные блюстители чистоты решили уничтожить в антимонопольном ведомстве грызунов и насекомых. В ответ борцы с монополиями обвинили санитаров в монополизации процесса проверки качества виноматериалов (подробнее о конфликте см. статью на стр. А3). Благодаря этому мы узнали что-то о том, как работают и на что жалуются некоторые проверяющие органы.

Эту практику можно только приветствовать, ведь в отсутствие цивилизованных каналов общественного контроля благодаря склокам между ведомствами мы можем узнавать об их работе хоть что-то.

Например, давно идет спор о разграничении полномочий в сфере финансового контроля между Счетной палатой и Министерством финансов. Подчиненные Сергея Степашина по закону осуществляют независимый контроль за расходованием казенных денег и ресурсов, но и сотрудники Алексея Кудрина тоже следят за правильностью исполнения бюджета. Степашин и Кудрин не раз дискутировали о целесообразности проверки СП деятельности Центробанка и ревизии работы самой Счетной палаты чиновниками Минфина – сотрудниками Росфиннадзора. В СП говорили, что последние чаще всего появляются в Счетной палате после очередной проверки одного из органов исполнительной власти.

Стремление чиновников одного ведомства найти непорядок у коллег-конкурентов, вместо того чтобы навести порядок у себя, работает как мотивация, и иногда она дает позитивные для общества результаты. Можно вспомнить противостояние между силовыми структурами – МВД и Генпрокуратурой – в рамках дела “Трех китов”. Во многом благодаря конфликту дело было возобновлено и имеет шансы дойти до суда.

Но в целом мы мало знаем о работе госорганов. Численность чиновников всех уровней выросла за период с 2000 по 2006 г. с 1,163 млн до 1,577 млн человек, зато сократилось количество независимых от государства средств массовой информации, преследуются неправительственные организации, тормозится создание административных судов, которые могут в ускоренном порядке заставить чиновника предоставить требуемую гражданину и обществу информацию. В этой ситуации публичные ссоры между чиновниками различных ведомств являются одним из важных каналов, благодаря которым информация о работе госорганов становится достоянием гласности.

По данным ВЦИОМ, 61% опрошенных считают себя неосведомленными в государственных делах, информированными себя назвали лишь 33% (для сравнения: в Венгрии 54% и 43%, во Франции – 38% и 57%). При этом, по данным проведенного в 2005 г. исследования группы “Циркон”, 56% опрошенных полагают, что в ближайшие пять лет власть не изменит своей информационной политики, 13% считают, что государство станет более закрытым от общества, и 17% надеются, что оно будет более прозрачным (14% не определились с ответом).