Статья опубликована в № 1864 от 21.05.2007 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Фактор государства

От редакции: Фактор государства

Государственные чиновники заговорили о проявлении новых тенденций в российской экономике – нефть уходит в прошлое, а вместо ожидаемого кризиса уже просматриваются зачатки диверсификации. На выходных глава Минэкономразвития Герман Греф заявил, что структура экономического роста уже претерпела изменения: нефть, которая была двигателем роста на протяжении последних лет, уступила свое место инвестициям и потребительскому спросу. В ближайшие годы основной акцент в работе правительства, заявил Греф, будет сделан на модернизации и диверсификации экономики. Это не первое заявление подобного рода. Впрочем, государство, взяв на себя роль основного диверсификатора экономики, могло бы и преуспеть – вопрос в том, насколько эффективно будут работать госкомпании и госинвестиции.

Результаты последнего квартала 2006 г. и первого 2007 г. придают словам Грефа весомости. В IV квартале 2006 г. ВВП вырос на 7,8%, а в I квартале 2007 г., по предварительным данным, экономический рост ускорился до 7,9% (против 4,6% в I квартале прошлого года). Причем лидер роста в I квартале 2007 г. не добыча полезных ископаемых, а перерабатывающая промышленность, а рост в последнем квартале 2006 г. шел на фоне снижения мировых цен на нефть и соответствующего снижения рентабельности российских нефтяных компаний. Даже несмотря на эффект базы (в прошлом году была неестественно холодная зима, в этом – чрезмерно теплая), результаты роста внушают оптимизм. Правда, вклад в ускорение роста инвестиций и внутреннего потребления – не новость: теми же причинами аналитики объясняли и ускорение темпов роста в последнем квартале 2005 г. Но если потребительский спрос по-прежнему удастся подпитывать растущими доходами, а рост инвестиций окажется тенденцией, а не особенностью богатого на покупки начала года (вхождение “Газпрома” в “Сахалин-2”, распродажа активов ЮКОСа и IPO Сбербанка), появятся реальные предпосылки для ускорения экономического роста даже при снижающихся ценах на нефть.

В своем майском докладе о российской экономике банк Credit Suisse отмечает, что Россия зависит от нефтяных цен, но в меньшей степени, чем другие нефтеэкспортеры. Постепенное снижение нефтезависимости отмечают и другие аналитики. Конечно, рост за счет внутреннего потребления, обеспеченного перераспределением нефтедолларов, и инвестиций, растущих в основном за счет активности госкомпаний (и преимущественно нефтегазовых госкомпаний), не может говорить о действительной диверсификации экономики, но, может быть, это начало?

Легко видеть, что все инструменты поддержания текущего роста и его дальнейшей диверсификации находятся в руках государства. В пассивный период накапливания нефтегазовых сверхдоходов государство не отличалось стратегической четкостью – до последнего времени правительство не давало себе труда обозначить, когда, на что и как будут тратиться аккумулированные государством огромные средства. Не было и четкого понимания общей экономической политики – усиливающееся госрегулирование шло рука об руку с либеральными начинаниями. Сохранение той же нечеткости при переходе в активную фазу инвестирования госсредств чревато простым разбазариванием накопленного ресурса.

Государство должно или создать условия для рыночной диверсификации, т. е. работать над улучшением правил игры и инвестиционного климата, или четко провозгласить курс на авторитарную модернизацию. Судя по всему, последний вариант побеждает. При таком развитии страны ключевым фактором экономического роста становится эффективность использования бюджетных средств и госуправления в целом, и, если государство официально провозгласит подобную политику, оно обязано взять на себя и ответственность за ее реализацию. Герман Греф считает, что задача повышения эффективности работы госорганов пока остается нерешенной. А вот задача наращивания госрасходов решается все легче.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать