От редакции: Буква секретности

Отечественная Конституция и законы дают гражданам гарантии соблюдения их прав на получение информации о деятельности госорганов. В частности, 15-я статья Конституции запрещает применять неопубликованные законы и нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, 24-я гарантирует право россиян на получение у любых должностных лиц сведений, непосредственно касающихся их прав и свобод. Согласно принятому в июле 1993 г. закону “О государственной тайне”, решение о присвоении документам госорганов грифов “секретно”, “совершенно секретно” и “особой важности” принимает специальная межведомственная комиссия, которая придирчиво проверяет, насколько конфиденциальны материалы министерств и ведомств. Но государственные мужи нашли способ скрывать важные для граждан данные, не присваивая номерам документов дополнительных нулей, обозначающих секретность, – они просто ставят гриф “для служебного пользования” (ДСП).

На днях Верховный суд отклонил иск общественной организации “Институт развития свободы информации”, которая требовала признать незаконным изданное еще 3 ноября 1994 г. положение правительства “О порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти”. Пункт 1.2 позволял чиновникам единолично присваивать гриф ДСП несекретным документам и материалам, “ограничения на распространение которых” диктуются служебной необходимостью. Однако, по мнению служителей Фемиды, этот пункт и другие нормы положения “не нарушают права граждан на получение информации”. Парадокс в том, что само это оспариваемое положение до официальной публикации в 2005 г. имело гриф ДСП. Негласное присвоение грифа ДСП приводит к тому, что люди не знают об издании ведомствами и министерствами документов, на основании которых чиновники и правоохранительные органы вторгаются в их права. Милицейские зачистки в башкирском Благовещенске, в ходе которых были задержаны и избиты сотни человек, проводились согласно приказу МВД № 870-ДСП от 10 сентября 2002 г. Ведомственные документы часто становятся и преградой для получения информации. Когда журналисты “Новой газеты” запросили в Главной военной прокуратуре и Московском окружном военном суде статистические данные об общеуголовной преступности среди сотрудников спецслужб, им ответили, что эти цифры (без указания имен и явок) секретны на основании президентского указа от 10 февраля 2006 г. и ведомственных инструкций.

При этом граждане, пострадавшие от использования мер, предусмотренных квазисекретными документами, не могут оспорить их в суде – по закону отмене подлежат только официально опубликованные инструкции.

Защитники ДСП и иных грифов утверждают, что они необходимы для охраны от коммерческого использования информации госорганов. На практике это часто приводит к обратному результату: чиновники получают дополнительные доходы за счет инсайдерского использования информации ДСП. Исправить ситуацию могло бы уточнение закона о гостайне, детально оговаривающее процедуру присвоения грифа ДСП и выводящее ее из личного права чиновника. Необходим и закон о рассекречивании документов для материалов со всеми видами ограничения доступа.