От редакции: Примерно в срок

Размышления Владимира Путина о возможном увеличении президентского срока, вызвавшие бурную реакцию большинства российских политиков и функционеров (см. статью на стр. А2), на самом деле затрагивают вечную для России философскую тему. Как показывает опыт, русскому человеку очень сложно выполнить работу в срок. С другой стороны, отсутствие срока сдачи часто приводит к тому, что работа оказывается в долгом ящике.

Пребывание одного человека у власти в России, отметил президент в интервью иностранным журналистам, должно быть ограничено двумя сроками, зато сам этот срок мог бы быть более долгим – не четыре года, а 5–7 лет.

Интересной инновацией было бы именно так все и оставить, т. е. вписать в Конституцию формулировку “5–7лет”. В качестве успешно действующего примера можно привести нынешнюю ситуацию с назначением губернаторов. Четыре года или пять составляет срок их полномочий – не важно, потому что никто сейчас срока не дорабатывает: все просят президента о доверии с различным временным дисконтом – кто-то за полгода, кто-то за год. Надо и президенту дать возможность самостоятельно решать, когда назначить выборы, чтобы у него был хороший рейтинг, а конкуренты не успели подготовиться.

Шутки шутками, а в России исторически плохо с дедлайнами. В советское время при всей официальной гонке за опережение сроков (“пятилетка в четыре года”) реальные планы постоянно срывались, а наступление светлого будущего переносилось чуть-чуть вперед. Так и в новые времена: к примеру, Борис Ельцин обещал россиянам профессиональную армию к 2000 г., но она по-прежнему комплектуется по призыву.

Наиболее известный и громкий дедлайн путинского времени – удвоение ВВП за 10 лет. Эта задача была поставлена президентом весной 2003 г. в послании Федеральному собранию, но уже скоро началась путаница со сроками: в мае 2004 г. Путин заявил, что удвоить экономику можно к 2010 г. Если все-таки считать целью удвоение ВВП за 10 лет относительно показателей 2002 г., то среднегодовые темпы экономического роста в период до 2012 г. не должны быть ниже 7%.

ВВП России начиная с 2002 г. растет в среднем почти на 6,9% в год, т. е. при некотором ускорении достижение цели возможно. Прогнозы, впрочем, говорят о снижении темпов, да и вспоминают об удвоении сейчас редко.

Свежайший пример: розничные рынки, которые должны были перерегистрироваться по новым правилам к 11 июня, но сроки уже передвинуты (см. статью на стр. А3). Серьезные проблемы со сроками испытывает правительство в реализации своих постановлений, подготовке подзаконных актов. По статистике аппарата правительства, в 2006 г. почти 40% поручений президента и премьера (5400 поручений) исполнены не в срок и не с должным качеством. В 2002 г. из 4300 поручений некачественно выполнено было 27%.

Самый, наверное, яркий пример – реформа алкогольной отрасли. В прошлом году переносились срок выдачи новых акцизных марок (в январе), а также срок начала работы Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета алкогольной продукции (в июле). Уже в этом году с февраля на ноябрь перенесен срок ввода ЕГАИС в автоматическом режиме. На рынке даже заговорили об отмене ЕГАИС.

Возможно, виноваты и законодатели, ставящие правительству нереальные сроки. Но ведь большинство в Думе у лояльных власти депутатов, а часть министров войдут в предвыборный список “Единой России”. Законопроекты проходят согласование в профильных ведомствах.

Проблемы со сроками возникают, как известно, и при исполнении бюджета.

Срочность предполагает подведение итогов, оценку качества работы. Наоборот – постоянное изменение сроков лишает оценку качества работы какого-либо твердого основания. В результате мы имеем правительство, персональный состав которого никак не зависит от успехов или провалов конкретных персон в конкретных делах, и губернаторов, предъявить претензии к которым можно только через возбуждение уголовного дела.