От редакции: Знаковая Ковыкта

В преддверии саммита “восьмерки” со стороны России прозвучали сигналы по двум направлениям. С одной стороны, президент Путин пошел на обострение политического противостояния, пригрозив в ответ на размещение элементов ПРО в Чехии и Польше перенацелить ракеты на Европу. С другой стороны, он стремился донести до западной аудитории мысль о выгодах экономического сотрудничества с Россией.

Путин призывал не бояться российских инвестиций и стремился показать, что в самой России иностранные компании чувствуют себя хорошо. Он подчеркнул, что значительная часть нефтяной отрасли в России приватизирована, а присутствие иностранного капитала в российском ТЭКе велико. По мысли президента, политически жесткая Россия вполне может быть мягкой экономически.

Эта формула, пока доказывающая свою работоспособность, должна наполняться не только словами, но и реальными делами. Помимо риторических заявлений накануне саммита партнерам по “восьмерке” был послан и вполне осязаемый сигнал. На сегодняшний день наиболее острый конфликт в нефтегазовой сфере, затрагивающий интересы иностранных компаний, связан с Ковыктинским месторождением, которое контролирует ТНК-BP. Государство оспорило соблюдение компанией лицензионного соглашения, и наблюдатели мгновенно решили, что по аналогии с сахалинским делом единственная возможность для ТНК-BP сохранить месторождение – уступить долю “Газпрому”. Между тем Путин заявил в интервью, что BP наращивает свои запасы в основном за счет российских недр и правительство этому не препятствует, а 1 июня, вопреки ожиданиям, Роснедра не отозвали у ТНК-BP лицензию на Ковыктинское месторождение, отложив решение на две недели. Менеджмент ТНК-BP надеется сохранить лицензию на Ковыктинское месторождение с помощью переговоров или изменения условий лицензионного соглашения, но эксперты сомневаются в подобном исходе дела. В будущем месторождение может попасть в список стратегических, и тогда оно вряд ли окажется за пределами сферы интересов “Газпрома”.

Аналитик “Тройки Диалог” Валерий Нестеров считает, что скорее всего по истечении двух недель лицензия будет отозвана. Аналитики “Атона” также считают, что компания потеряет контроль над Ковыктой, но при этом оптимистически оценивают будущее ТНК-BP, считая компанию недооцененной.

У ТНК-BP, возможно, действительно неплохие перспективы и без Ковыкты, но сама история с этим месторождением важнее, чем капитализация конкретной компании. В зависимости от того, какая судьба ждет Ковыктинское месторождение, станет понятен и вектор дальнейшего развития ситуации в России – станет ясно, готово ли государство остановиться в своей экспансии, готово ли к большей открытости в отношениях с иностранными компаниями. Многое говорит о том, что задержка с отзывом лицензии – не позитивный сигнал инвесторам и партнерам по “восьмерке” на долгосрочную перспективу, а просто тактический прием, желание снизить градус напряженности накануне встречи в верхах.

Незаинтересованность “Газпрома” в Ковыкте – миф, поскольку газовый гигант остро нуждается в наращивании добычи, и сложившаяся конфигурация может объясняться не смягчением условий работы на российском рынке, а их ужесточением. Лицензия на Ковыктинское месторождение после ее отзыва у ТНК-BP обойдется “Газпрому” значительно дешевле, чем вхождение в проект сейчас по рыночной стоимости. Еще недавно сахалинское дело, когда “Газпром” заплатил за участие в “Сахалине-2” пускай и с дисконтом, но рыночную цену, по сравнению с “делом ЮКОСа” казалось прогрессом. Ковыктинское дело может оказаться очередным регрессом, и тогда следующему президенту на следующем саммите “восьмерки” уже не так легко будет даваться защита формулы “жесткость в политике, мягкость в экономике”.