От редакции: Ослабить петлю

Президент накануне Дня России поручил правительству провести срочный мониторинг нормативной базы, регулирующей деятельность некоммерческих организаций (НКО). Предложения министерств и ведомств должны быть представлены уже к 25 июня. Незадолго до этого Минэкономразвития направило в правительство законопроект, облегчающий налогообложение некоммерческих организаций, жертвователей и получателей их помощи.

Это не мелкий вопрос. Речь идет о 360 000 отечественных некоммерческих организаций, которые, по оценкам совместного исследования Высшей школы экономики и Института национального проекта “Общественный договор”, объединяют около 10 млн человек. Сейчас студент или школьник, получивший от НКО за победу на предметной олимпиаде приз, допустим компьютер, должен заплатить государству 35% его стоимости. Другая награда, допустим книга (если ее признают подарком), потребует выплаты 13%-ного налога. Не говоря уже о том, что жертвователь, купивший книгу и компьютер, не получает за это никаких налоговых вычетов. Поправки Минэкономразвития в закон об НКО призваны ликвидировать эту ненормальную ситуацию.

Однако, по мнению президента института “Общественный договор” Александра Аузана, “смешно говорить о налоговых послаблениях, пока действует принятый в январе 2006 г. закон о некоммерческих организациях”. Принятые вслед за ним нормативные акты (именно их и поручил проверить президент) регламентируют порядок их регистрации, перерегистрации и проведения проверок. Новый порядок не только затруднил получение помощи из-за рубежа и перерегистрацию некоммерческих организаций с иностранным участием. Эти нормы грозят утопить тысячи российских НКО в море бумаг, которые необходимы при регистрации, перерегистрации и минимальных поправках в уставные документы. По оценкам исследования, обучение сотрудников новым формам отчетности потребовало от каждой из НКО 9300 руб. Сумма невелика, но для небольших НКО, каких в стране большинство, она грозит серьезными затруднениями. Общая нагрузка на “третий сектор” составила, по оценкам института “Общественный договор”, от 2 млрд до 6,9 млрд руб. Наконец, эластичный регламент проверок, когда чиновники определяют, какую НКО им проверять и какие документы они могут затребовать, привел к массовым злоупотреблениям в регионах. По данным межрегиональной правозащитной организации “Агора”, чиновники пытались неправомерно закрыть 33 НКО (правозащитных, благотворительных, национально-культурных) в 11 регионах России. Против несговорчивых руководителей НКО не раз возбуждались уголовные дела. Сложилась парадоксальная ситуация, когда элементы гражданского общества стали подотчетны прежде всего не обществу, а государству.

Сейчас появилась надежда, что государство прислушалось к пожеланиям общественников. Многочисленные некоммерческие организации не только обеспечивают связь между гражданином и властью. Они дают обществу возможность помогать нуждающимся, не пользуясь ресурсами казны. В развитых странах годовой бюджет НКО составляет 3–5% ВВП, в России, по данным Высшей школы экономики, он не превышает одного процента.