Статья опубликована в № 1880 от 13.06.2007 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Ослабить петлю

От редакции: Ослабить петлю

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Президент накануне Дня России поручил правительству провести срочный мониторинг нормативной базы, регулирующей деятельность некоммерческих организаций (НКО). Предложения министерств и ведомств должны быть представлены уже к 25 июня. Незадолго до этого Минэкономразвития направило в правительство законопроект, облегчающий налогообложение некоммерческих организаций, жертвователей и получателей их помощи.

Это не мелкий вопрос. Речь идет о 360 000 отечественных некоммерческих организаций, которые, по оценкам совместного исследования Высшей школы экономики и Института национального проекта “Общественный договор”, объединяют около 10 млн человек. Сейчас студент или школьник, получивший от НКО за победу на предметной олимпиаде приз, допустим компьютер, должен заплатить государству 35% его стоимости. Другая награда, допустим книга (если ее признают подарком), потребует выплаты 13%-ного налога. Не говоря уже о том, что жертвователь, купивший книгу и компьютер, не получает за это никаких налоговых вычетов. Поправки Минэкономразвития в закон об НКО призваны ликвидировать эту ненормальную ситуацию.

Однако, по мнению президента института “Общественный договор” Александра Аузана, “смешно говорить о налоговых послаблениях, пока действует принятый в январе 2006 г. закон о некоммерческих организациях”. Принятые вслед за ним нормативные акты (именно их и поручил проверить президент) регламентируют порядок их регистрации, перерегистрации и проведения проверок. Новый порядок не только затруднил получение помощи из-за рубежа и перерегистрацию некоммерческих организаций с иностранным участием. Эти нормы грозят утопить тысячи российских НКО в море бумаг, которые необходимы при регистрации, перерегистрации и минимальных поправках в уставные документы. По оценкам исследования, обучение сотрудников новым формам отчетности потребовало от каждой из НКО 9300 руб. Сумма невелика, но для небольших НКО, каких в стране большинство, она грозит серьезными затруднениями. Общая нагрузка на “третий сектор” составила, по оценкам института “Общественный договор”, от 2 млрд до 6,9 млрд руб. Наконец, эластичный регламент проверок, когда чиновники определяют, какую НКО им проверять и какие документы они могут затребовать, привел к массовым злоупотреблениям в регионах. По данным межрегиональной правозащитной организации “Агора”, чиновники пытались неправомерно закрыть 33 НКО (правозащитных, благотворительных, национально-культурных) в 11 регионах России. Против несговорчивых руководителей НКО не раз возбуждались уголовные дела. Сложилась парадоксальная ситуация, когда элементы гражданского общества стали подотчетны прежде всего не обществу, а государству.

Сейчас появилась надежда, что государство прислушалось к пожеланиям общественников. Многочисленные некоммерческие организации не только обеспечивают связь между гражданином и властью. Они дают обществу возможность помогать нуждающимся, не пользуясь ресурсами казны. В развитых странах годовой бюджет НКО составляет 3–5% ВВП, в России, по данным Высшей школы экономики, он не превышает одного процента.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more