От редакции: Столица денег

Финансовое благополучие вовсе не означает лидерства в современной экономике. В свежем индексе мировых центров торговли, который разработала МasterCard Worldwide, Москва занимает последнее, 50-е место с 39,8 балла из 100 возможных (подробнее см. статью на стр. А1). В большинстве других экономических рейтингов городов российская столица также проигрывает конкурентам, на равных соревнуясь только по дороговизне и некоторым финансовым показателям.

С деньгами в российской столице все хорошо. Москва – это пятая часть ВВП страны. Москвичи получают 20% доходов всех россиян, составляя лишь 7% населения страны (цифры из недавнего доклада ПРООН “Регионы России: цели, проблемы, достижения”). По расчетам Hay Group, Москва занимает 3-е место в мире – после Стамбула и Бомбея – по уровню покупательной способности зарплат топ-менеджеров. Деньги приходят и уходят легко – в 2006 г. Москва занимала 1-е место по дороговизне (Mercer HR Consulting). Другой рейтинг дороговизны, составляемый The Economist Group, отвел Москве в 2007 г. 26-е место (и 1-е – за пределами ЕС). В мае 2007 г. Knight Frank и Citi Private Bank подсчитали, что Москва – 12-я в мире по ценам на элитную недвижимость (первый – Лондон), но через 10 лет может претендовать на первую строчку.

Однако деньги не делают Москву лучше. В 2006 г. Москва заняла одно из последних мест в рейтинге вежливости Reader’s Digest. В январе 2007 г. Москва получила 48-е место из 60 по привлекательности для иностранцев (рэнкинг Global Market Insite): у Москвы самый отвратительный климат, в ней живут самые злые люди. По привлекательности ведения бизнеса Москва была 52-й, по развитию инфраструктуры – 54-й. В апреле 2007 г. Москва заняла 171-е место из 215 в рэнкинге Mercer HR Consulting по приемлемости для проживания.

Попытка обобщить результаты всех рейтингов может привести к одному из двух простых выводов. Первый: это происки мировой закулисы. Второй: богатство Москвы и московской элиты вызвано не хорошими условиями для проживания и бизнеса, а какими-то другими факторами.

Легко предположить, что основной из них – концентрация капитала (имеющего преимущественно сырьевое происхождение) в столице, вызванная чрезмерной централизацией экономики и политики в условиях развитой коррупции. Эти факторы не стимулируют продуманной траты денег на развитие инфраструктуры и человеческого капитала, реструктуризацию экономики и создание условий для бизнеса.

Впрочем, чиновники и бизнесмены полны оптимизма, которого было много на Петербургском экономическом форуме. Большие ожидания и у российских инвестбанкиров. Председатель совета директоров Renaissance Capital International Крис Бакстер, выступая на лондонском форуме, говорил, что через 10 лет Москва превратится в ключевой международный “финансовый хаб” – на равных конкурирующий с такими центрами, как Нью-Йорк, Токио и Лондон. В прошлом году Москва стала 10-й в составленной Standard & Poor’s десятке мировых экономических центров по госфинансам. Сильными сторонами Москвы, по S&P, являются ее роль экономического и финансового центра России и более высокий, чем в среднем по стране, ВВП на душу населения.

Но все это только деньги. Деньги не могут купить Москве приличного места ни в рейтинге самых удобных городов мира, ни в списке самых привлекательных для гостей, ни в рейтинге вежливости. Хотя, казалось бы, этих вещей не так сложно добиться. Все-таки это не “качество институтов” или пресловутое “верховенство закона”.

Да, Москва может превратиться в мировую столицу, как и Россия может стать ключевым игроком в любой отрасли. Но произойдет это не с помощью золотовалютных резервов, темпов экономического роста и тембра высказываний чиновников на международных форумах.

Прекрасное будущее возможно, только если на смену вере в могущество денег придет вера в человека. И вместе с финансовым капиталом станет расти и человеческий.