От редакции: Горячо, холодно

Петербургское управление Роспотребнадзора оспорило в суде отключение горячей воды на срок более 15 дней (этот срок был установлен еще санитарными правилами 1988 г.). Любопытно, конечно, почему контролеры заметили несоответствие правил и сроков ремонта теплосетей почти через 20 лет после их вступления в силу и только в одном городе. В большинстве районов Москвы горячая вода из крана недоступна летом три недели, во многих областных центрах – в частности, в Воронеже и Брянске, – месяц. Но все равно вроде бы полезная инициатива.

Правда, существуют правила Росстроя от 2003 г., которые позволяют местным властям самим устанавливать сроки ремонтных работ. Так что исход суда предсказать трудно. Зато легко предсказать, что и следующим летом горячую воду будут отключать на те же три-четыре недели.

Сейчас российским работникам ЖКХ приходится ежегодно следить за подготовкой к зиме 393 000 км водопровода и 147 000 км теплосетей. 60–65% коммуникаций изношены, они требуют больших капиталовложений. Реформа жилищно-коммунального хозяйства, призванная реконструировать эту часть инфраструктуры и повысить качество услуг, на словах началась еще в 1990-х гг. Но если до сих пор власти спорят о ее путях, говорить об эффективности реформы не приходится.

В основном преобразования в ЖКХ свелись к повышению цен на услуги (за 2001–2006 гг. – шестикратному, по данным Росстата) при сохранении или даже снижении их качества. Сейчас несоответствием качества и цены жилищно-коммунальных услуг, по данным ВЦИОМ, недовольны 84% россиян. По данным ФОМ, рост тарифов ухудшил материальное положение 80% опрошенных и не повлиял всего на 6,5%.

Государство, озабоченное проблемой, решило поддержать ЖКХ. В частности, часть денег от продажи активов ЮКОСа (240 млрд руб.) пойдет на госкорпорацию “Фонд содействия реформированию ЖКХ”. Но, как показывает практика, сфера ЖКХ – одна из самых сложных для правильного расходования средств. Например, в 2006 г. государство в рамках федеральной целевой программы “Жилище” выделило 5,5 млрд руб. на компенсацию ставок по кредитам, полученным в отечественных банках для обеспечения инфраструктурой участков под жилую застройку. В конкурсе на получение госгарантий победили 20 регионов, но, по данным Росстроя, освоено было лишь 800 млн руб., так как гарантии получили немногие лидеры монополизированного рынка и потянуть все не смогли.

Новый закон о фонде ЖКХ (принятый в пятницу в первом чтении Госдумой) также вызывает сомнения. В нем нечетко прописаны принципы распределения средств между регионами и бюджетами разных уровней. Потянуть софинансирование также смогут не все. Непонятно, какую роль в строительстве коммунальных сетей могут сыграть муниципалитеты, 85% из них дотационны. Фонд будет работать до 1 января 2012 г. К этому сроку, как рассчитывают в Госдуме и правительстве, реформа ЖКХ будет завершена.

На деле реформа будет завершена тогда, когда отрасль перестанет быть монополизированной и по преимуществу государственной. А спор госконтролера и квазигосударственной монополии – не по существу.