От редакции: Дорого для всех

Рекордные цены в Москве бьют только по командированным топ-менеджерам. Это они тратят немыслимые деньги на аренду дорогих квартир, автомобилей представительского класса и посещение дорогих ресторанов. Отсюда и традиционное для Москвы первое место в рейтинге самых дорогих городов мира, выпускаемом компанией Mercer.

Обычных москвичей это не касается, успокаивает земляков столичное руководство. Заместитель мэра Юрий Росляк заявил, что расходы зарубежных руководителей “не отражают потребительскую корзину среднего москвича и рейтинг, составленный на основе этих показателей, не должен служить жителям столицы поводом для беспокойства”. Действительно ли так дорога Москва и правы ли жители России в своей неприязни к сытым столичным жителям?

Да, москвичи зарабатывают больше всех в России. Средняя заработная плата в марте 2007 г. в Москве, по данным Мосстата, приблизилась к рубежу $1000 в месяц (25 515 руб.) и в два раза превысила среднероссийскую (12 448 руб.). Но средний москвич получает в 3–3,5 раза меньше среднего парижанина, лондонца или ньюйоркца. Вопрос – в величине и структуре расходов горожан. Среднестатистический москвич может тратить на еду меньшую долю дохода, чем жители других регионов России. Если в Москве покупать продукты в гипермаркетах, то мясо, масло, молоко и овощи окажутся на 20% дороже, чем в провинции, но в 3–4 раза дешевле, чем в столицах крупнейших государств Запада. Однако на поход в кафе или ресторан москвич потратит столько же, если не больше, чем лондонец или парижанин.

В Москве значительно ниже цены на обслуживание жилья – квартирная плата за среднюю двушку не превышает $120–140, что в 4–5 раз меньше, чем в других мировых столицах. Однако это компенсируется недоступностью квартир. Стоимость квадратного метра достигла мировых стандартов, высока и цена аренды жилья. Аренда средней по качеству и удобству расположения однокомнатной квартиры (минимум 15 000 руб. или $600) составит от 30% дохода молодой семьи из двух взрослых и ребенка. Это соотношение приблизительно соответствуют лондонскому.

Проблемы автомобильного движения велики во всех больших городах мира. Но на Западе они постепенно решаются развитием общественного транспорта и введением различных схем ограничения движения. А в Москве – усугубляются. В Москве общественный транспорт сравнительно дешев, но крайне неудобен и не развит. Разовый проезд в метро стоит 17 руб. – около 70 центов, тогда как в Париже – около $1,8, а в Нью-Йорке – $2. При этом постоянный житель российской столицы потратит на годовой единый (9800 руб.) почти 40% своей месячной зарплаты, тогда как парижанин $690 – около 20%.

В российской столице крайне высока стоимость формально бесплатных муниципальных услуг. Очень велики неудобства при пользовании государственными услугами и инфраструктурой. По сравнению с жителями западных столиц москвичи тратят на 25–30% больше времени в очередях и получают за уплаченные налоги услуги низкого качества. В Москве, по данным Мосстата, доходы 10% самых богатых жителей в 55(!) раз превышают доходы 10% самых бедных. Это в 2–2,5 раза больше, чем в западных столицах. Наконец, экологические условия в Москве гораздо хуже, чем в Нью-Йорке, Париже или Лондоне, из-за более высокого уровня выбросов и меньшей, чем в этих городах, площади зеленых зон. В целом москвичи по сравнению с жителями западных мегаполисов сильно переплачивают за предоставляемые им блага. Главный актив Москвы – исключительное положение транспортного и финансового центра. Однако бесконечно зарабатывать на этом обстоятельстве московским властям и приближенному к ним бизнесу не удастся. Рано или поздно общество потребует повышения качества услуг и жизни, адекватного московской дороговизне.