Староста

Совет Федерации утвердил назначение Александра Бастрыкина председателем Следственного комитета. Этот орган начнет работать лишь через три месяца, но законодатели спешат завалить его полномочиями. Его авансом уже называют ключевой силовой структурой. Он будет возбуждать и прекращать, забирать и вести все самые громкие и значимые уголовные дела. И хотя Бастрыкин останется замом генпрокурора, его непосредственным начальником станет президент Владимир Путин.

Президент и его назначенец, несомненно, могут друг другу доверять – еще со времен, когда Бастрыкин был старостой группы юрфака Ленинградского университета, в которой учился Путин. Это и называют главным плюсом начальника СК. А главным минусом – то, что следственными органами он прежде не рулил. Хотя и наставлял отечественных пинкертонов, руководя Институтом усовершенствования следственных работников прокуратуры СССР.

Владимира Рушайло, когда он возглавил МВД, знала даже широкая публика: гроза московских бандитов, создатель легендарного (хотя и имевшего неоднозначную репутацию) московского РУБОПа. Дмитрий Козак, которого до последнего времени прочили на пост председателя СК, известен как автор муниципальной, судебной и административной реформ (хотя до сих пор не ясно, удалось ли их провести). О Бастрыкине известно только со слов его сослуживцев, что это “спокойный, выдержанный, основательный” человек. Вряд ли кто-то скажет, что же является его коньком. Он давно и, наверное, плодотворно работает в органах юстиции, но все время меняет специализацию. Зам секретаря парткома – ректор – помощник командующего внутренними войсками. МВД – Минюст – опять МВД – Генпрокуратура.

Возможно, недолго он задержится и на новом поприще. Во всяком случае, под началом у Путина этот человек проработает чуть больше полугода. А продолжит ли службу под руководством нового главы государства – большой вопрос, учитывая, что ныне создающийся СК – лишь прообраз “русского ФБР”, который планируют в дальнейшем формировать на базе следственных структур всех силовых ведомств. Для роли временного управляющего, учитывая биографию Бастрыкина, он вполне подходит.

Временный управляющий чиновник – характерная черта переходного периода, в который вступила Россия, поры согласования кандидатуры преемника, передачи ему полномочий, формирования его команды. Логика всех последних назначений показывает: для переходного периода выбирают как раз таких менеджеров, как Бастрыкин. “Выдержанных и основательных” выпускников ленинградских вузов, которым доверяет президент. Их специальность не столь важна, даже желательно, чтобы они были вне корпораций и корпоративной этики, чтобы их ничто не связывало с новыми подчиненными. Именно по этой логике налоговик и бизнесмен Анатолий Сердюков становится министром обороны, а физик и депутат Владимир Чуров – председателем ЦИК. Новый президент, если захочет, когда-нибудь запустит военную, избирательную или уголовную реформу, для них понадобятся настоящие специалисты. Но так далеко кремлевские кадровики не заглядывают.