От редакции: Заработать и отдать

На благотворительность можно смотреть как минимум с двух сторон. Это и личное стремление помочь ближнему, и система перераспределения доходов в обществе. В первом случае можно говорить о морали и традициях, во втором – о рынке благотворительности. Одно нисколько не исключает другого. Традиции и рынок благотворительности в постсоветской России складываются медленно – во многом из-за смешения этих понятий.

По данным Giving USA Foundation при Университете Индианы, американцы пожертвовали на благотворительность в 2006 г. $295 млрд, почти на $12 млрд больше, чем в рекордном 2005 г. Общий объем пожертвований превысил 1,7% ВВП – самый высокий показатель в мире. В России, по оценкам экспертов (других надежных данных не существует), ежегодный объем пожертвований составляет около $1,5 млрд (примерно 0,15% ВВП за 2006 г.).

В Америке жертвуют частные лица – 83% от общей суммы (в этой стране физические лица несут и большую часть налогового бремени). В 2006 г. наибольшее число благотворителей дал средний класс. Пожертвования делали 90% пенсионеров, 59% безработных, 70% студентов – это данные опроса The Wall Street Journal и Harris Interactive. В России благотворители – в основном крупные компании (они же несут и налоговое бремя), которые в последнее время даже публикуют социальные отчеты по итогам года. Правда, зачастую в социальных программах сложно отделить благотворительность от соцпакета для работников компании.

Высокий уровень американской благотворительности – и традиция, и результат государственной политики. Помимо протестантской в своей основе традиции, есть и система налоговых льгот для доноров. Льготы для благотворителей в США можно представить как систему социальной поддержки, альтернативную европейским государственным системам социального страхования. Условно говоря, там, где Европа собирает налоги, Америка собирает пожертвования.

Перераспределение доходов – вопрос не только и даже не столько левый. И к тому же невероятно актуальный для России, где разница в доходах богатых и бедных одна из самых высоких в мире.

По данным Росстата, сейчас 10% самых богатых россиян получают в 15,3 раза больше, чем 10% самых бедных. При этом граждане считают, что богатые должны делиться без всяких льгот (мол, наворовали, пусть делятся): 38% опрошенных ВЦИОМ полагают, что государство не должно поощрять меценатов и благотворителей, 40% – что должно поощрять морально и лишь 16% считают, что доноры должны получать налоговые и другие послабления.

Доноры со своей стороны боятся жертвовать или боятся публичности из-за скандалов с благотворительными фондами и из-за того, что их могут обвинить в желании получить выгоду через льготы.

Налицо смешение вопросов морали и экономической политики. Тем не менее законодательное установление льгот постепенно происходит. С 1 января 2008 г. заработает закон об эндаументах – он создает механизм финансирования благотворительной деятельности за счет инвестирования средств, изначально пожертвованных в эндаумент. Минэкономразвития подготовило ряд поправок в законы, касающихся как налогообложения НКО, так и налоговых вычетов для доноров – физических лиц и подоходного налога непосредственных получателей помощи.

Что касается морали: спрос на личную благотворительность в России довольно велик. По данным опроса ВЦИОМ (октябрь 2006 г.), 40% россиян готовы участвовать в благотворительной деятельности (в том числе 28% “безусловно готовы”). Однако люди часто просто не знают, кому и какая нужна помощь, боятся, что их обманут. Это вопрос социальной рекламы, пропаганды, надежности источников информации. Это, впрочем, и вопрос отношения к самому себе как к независимому человеку, не ждущему помощи, а, наоборот, готовому помогать другим.