Любовь к мэру

Нанимался я как-то в московскую газету со славным прошлым и сложным настоящим. Технические вопросы мы оговорили с высокопоставленным представителем компании-инвестора, близкой к правительству Москвы. Оставалось главное – встреча с президентом компании.

Президент оказался обаятельный и даже либерал; мы завели приятный разговор. А когда общечеловеческие темы исчерпались, он поджал губы и спросил, смогу ли я хвалить человека всегда. Я ждал этого вопроса, поэтому не стал переспрашивать, о каком именно человеке идет речь, и отвечал уклончиво, что в каждом можно найти хорошее. Он поморщился и сказал с раздражением, что об этом человеке надо писать всегда только положительно или в восторженных тонах и могу ли я так. Я пытался как-то увертываться: дескать, если мы обсуждаем коммерческую эффективность, то у средства массовой информации она бывает, только когда читатели ему доверяют, а какое может быть доверие к СМИ, если оно только и делает, что хвалит мэра Лужкова, к которому есть вопросы...

Работы, разумеется, я не получил – к Лужкову не может быть вопросов, его можно или любить, или очень любить. И никакой коммерческой эффективности без этой любви.

Ну вот, теперь конструкция во главе с любимым человеком, к которому не может быть вопросов, остается в Москве еще на четыре года. Сюжет – красивый: когда-то Ельцин назначил Лужкова, потому что Гавриил Х. Попов сказал, будто Лужкову нет альтернативы на московском хозяйстве; теперь вот и Путин назначил – и тоже потому, что не нашел ему альтернативы будто бы.

Хотя, разумеется, альтернатива есть – ничего такого загадочного в московском хозяйстве, в чем не разобрался бы грамотный и энергичный управленец, нету, тем более что денег у Москвы куры не клюют. И больше того: появись у нас тут новый мэр, глядишь, он взялся бы за инфраструктуру, дал бы подышать малому бизнесу... Да ладно, теперь чего мечтать.

Но Лужкову нет альтернативы в другом смысле. Он потерпел несколько решающих поражений в политических боях на федеральном уровне; он в значительной степени сломлен морально; наконец, он просто немолод. Ослаблять контроль опасно – Лужков еще ох как силен, но сравнится ли он с самим собою восьмилетней давности?

Новый же человек, даже самый доверенный, на месте мэра Москвы, города, где сосредоточена вся российская политика, опасен. Слишком уж велики его ресурсы.

Лучше уж Лужков, которого можно только любить и хвалить.