От редакции: Народный контроль

На собрании акционеров “Роснефти”, первом после народного IPO, некоторые присутствовавшие громко заявили о своем недовольстве размерами дивидендов (подробнее см. статью на стр. А1). Действительно, акции компании с момента первичного размещения выросли в цене лишь на 0,4% (ММВБ), а дивиденды невелики. И вряд ли скоро вырастут – президент компании “Роснефть” Сергей Богданчиков заявил, что до 2010–2011 гг. дивидендная политика компании меняться не будет.

По-человечески акционеров понять можно, но “Роснефть” упрекнуть не в чем. Акционерам было обещано, что на дивиденды будет направляться более 10% чистой прибыли, а по итогам 2006 г. “Роснефть” направила на дивиденды 13,3%. Для сравнения: “Лукойл” выделил на дивиденды 16% чистой прибыли по результатам 2005 г. и 15,6% по результатам 2006 г. Странной в этой истории кажется не сама дивидендная политика, а желание государства и компаний привлекать к участию в IPO население.

По данным “Роснефти”, сегодня среди ее акционеров насчитывается более 150 000 физических лиц. Кто эти люди? Это не самые молодые люди, плохо знакомые с фондовым рынком: 42% из них старше 55 лет; 35% – от 36 до 54 лет; 23% – 18–35 лет. Только 27% относятся к “бизнес-группе”, т. е. имеют профессиональное отношение к деньгам. Финансовыми работниками назвалось 11% опрошенных, предпринимателями – 9%; самая внушительная группа, 28%, – пенсионеры. Это данные опроса инвесторов, проведенного сразу после IPO в 2006 г. фондом “Общественное мнение” (ФОМ) и агентством “Сальвадор Д.”.

Компаниям подобные акционеры удобны – пошумят на собрании и ладно. А вот государству, которое открыто призывало граждан вкладывать деньги в акции, народные IPO могут выйти боком. Пока вложения в “Роснефть” оказались неинтересными даже с точки зрения их сохранения – инфляция росла гораздо быстрее акций. Но это не привело к массовой продаже. На что надеются инвесторы? На государство. Государственный статус “Роснефти” оказался решающим фактором при покупке для 59% опрошенных. Хоть 33% считают, что их интересы как инвесторов никто не защитит, 20% полагаются на защиту непосредственно президента России. Многие аналитики считают, что бюджетные деньги могут пойти на поддержку “Роснефти”, Сбербанка, ВТБ и “Газпрома”. Похоже, именно этим фактором и было вызвано нашумевшее предложение президента Путина инвестировать госсредства в фондовый рынок. Стратегия народных IPO проводится в жизнь, судя по всему, не для вовлечения населения в экономическую жизнь, а для создания “народного щита” вокруг компаний-фаворитов.

Люди, не привыкшие покупать то, что им продает государство, инвестируют по-другому. Исследование компании Begin Group, которая в мае 2007 г. опросила 460 действующих и потенциальных инвесторов, показывает гораздо более адекватного частного инвестора. Более 60% опрошенных – не старше 30 лет; 96% обладают высшим образованием (у 43% – экономическое, у 31% – техническое). Около 60% этих людей вкладывают или собираются вкладывать деньги в ПИФы и другие инструменты, позволяющие управлять рисками.