От редакции: Возьмем числом

Критерии эффективности деятельности губернаторов, введенные указом президента, – только часть необходимых мер по оценке региональной исполнительной власти. Однако есть реальная опасность, что этот “список 43” подменит собой все остальное и деятельность губернаторов сведется к работе на введенные показатели.

Легко критиковать введение критериев эффективности с точки зрения отсутствия выборов: дескать, мнение избирателей – вот главный и в среднем правильный критерий, который никакими списками не заменишь. Это так, но политика, как известно, – искусство возможного. Как оценить эффективность чиновника – вопрос не праздный, методики оценки работы региональных властей существуют и в развитых странах, вполне себе успешных с точки зрения выборной демократии. В США, например, штаты и округа сравниваются по уровню финансового менеджмента, управления по результатам, управления персоналом, информационными технологиями, капитальными рисками. Оценку производят некоммерческие организации, финансируемые донорами. Другое дело, что там это служит для совершенствования качества управления. В России критерии эффективности могут быть восприняты исключительно как критерии снятия/неснятия губернатора.

В основном губернаторов будут оценивать по количественным экономическим и социальным показателям региона. А как еще, казалось бы? Но дело в том, что на эти показатели (ВРП, бюджетные расходы на сельское хозяйство в расчете на рубль продукции или доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества и др.), кроме государственных управленцев, влияет множество других факторов (например, наличие в регионе крупных компаний, климатические условия). Сравнение в динамике также не решает проблемы: благодаря эффекту низкой базы в благоприятных экономических условиях бедные регионы могут показывать мощный рост без особых усилий губернатора, в то время как богатые будут добавлять по полпроцента, как губернатор ни бейся.

Как известно, вариантов списков было несколько, число позиций менялось: 138, 127, 70. Осталось 43 – очевидно, для большей простоты и наглядности. То есть если по каким-то причинам губернатора надо будет снять, можно публично попенять ему на низкий ВРП или плохие результаты ЕГЭ. Впрочем, губернатор все равно будет страховаться и любыми способами накручивать себе ВРП и успехи выпускников и сокращать официальное число сирот.

Но эффективность управления можно рассматривать и как качество административных процессов. Над этой проблемой, в частности, работали специалисты Высшей школы экономики по заказу Минэкономразвития. Они выделили три сферы, в которых нужно оценивать качество процессов управления: ориентированность на результат, внутренняя организация деятельности и взаимодействие с потребителями госуслуг (информационная открытость, технологическая и процедурная оптимизация органов власти, позволяющая гражданам снижать издержки взаимодействия с ними). Соответствующие показатели и методика их оценки еще могут появиться (до 1 августа согласно указу президента должны быть разработаны дополнительные показатели и методика оценки эффективности).

Важно понимать, что ни количественные критерии результативности, ни методика оценки качества управленческих процессов не являются исчерпывающими (соблюдение процедур может стать таким же формальным результатом, как и количество сирот). Но применяемые вместе и с умом могут принести немалую пользу. Для повышения качества региональных (да и всех остальных) властей надо прежде всего дать им понять, что “список 43” не является расстрельным. Эти и другие оценочные показатели и методики нужны для корректировки существующих управленческих технологий, планов и стратегий. В конце концов, в смысле качества управления все регионы находятся в начале большого пути (в пилотном исследовании ВШЭ в 2006 г. большинство получили низшую оценку из четырех).