От редакции: Мечта о Лондоне

Лондон становится все более популярным в России. Российские компании, размещающиеся на Лондонской бирже (LSE), привлекают в Лондоне средства, политэмигранты ищут свободу, дети богатых россиян – хорошее образование. В некотором смысле Лондон воцарился и в головах властей – в последнее время все чаще говорится о том, что в обозримом будущем Москва станет мировым финансовым центром. Эта идея имеет непосредственный экономический смысл.

Без развития российского финансового сектора невозможен долгосрочный и диверсифицированный рост экономики, но дело не только в этом: в своей концепции развития России до 2020 г. Минэкономразвития прогнозирует, что дефицит сальдо текущих операций может появиться уже в 2009 г. В таких условиях курс рубля и макроэкономическую стабильность может поддержать приток капитала – чтобы нефтегазовые деньги заместились инвестиционными, Москва должна стать региональным финансовым центром.

Финансовые предпосылки налицо. Пока приток капитала в Россию растет без всяких видимых усилий со стороны экономических властей – недавно Центральный банк пересмотрел свой прогноз на 2007 г. с $35 млрд до $70 млрд. Развивается и банковская система: рост числа и стоимости сделок в банковском сегменте M&A, успешные IPO ВТБ и Сбербанка, рост капитализации последнего (в конце июня крупнейший российский банк стал второй по капитализации компанией России, обогнав все нефтяные компании) указывают на то, что финансы становятся одним из самых перспективных секторов экономики.

Неплохие показатели демонстрирует и фондовый рынок. По объему торгов и привлекаемых на них средств российские биржи – РТС и ММВБ – в разы опережают биржи других постсоветских стран, что дает Москве реальный шанс стать биржевым центром на просторах СНГ. По данным Thomson Financial, по результатам первого полугодия 2007 г. РТС стала третьей площадкой в мире по объему привлеченных средств в ходе IPO ($10,86 млрд против $12,89 млрд на бирже Гонконга и более $26 млрд на LSE). Но отдельные успехи не должны затмевать общей картины.

По прогнозу PricewaterhouseCoopers, российский банковский сектор достигнет уровня развития банковской системы в таких странах, как Франция и Италия, только к 2050 г. Успехи российских бирж локальны: по данным Offerings.Ru, в первом полугодии 2007 г. 60% средств, привлеченных российскими компаниями в ходе IPO, приходилось на LSE.

По мнению бывшего главы Федеральной службы по финансовым рынкам Олега Вьюгина, главная причина отставания российских бирж – инфраструктурная. Безусловно, надо совершенствовать технологию, инструменты, правила. Но не только.

Лондон не всегда был финансовой столицей. Он долгое время уступал Нью-Йорку. Началом успеха стали реформы середины 1980-х, проводимые Маргарет Тэтчер и получившие название “большой взрыв”. Они были направлены на либерализацию экономики, и в частности финансового рынка. Английские брокерские компании получили право становиться акционерными обществами, а фиксированная комиссия на торговлю акциями была отменена. Сегодня LSE лидирует по простоте правил размещения, крайне либерально в Англии относятся и к иностранным компаниям – в частности, главную роль в банковской системе играют иностранные банки. Большая свобода по сравнению с другими рынками привлекла в Лондон мировые банки и деньги. Конечно, его лидерству поспособствовали и проблемы Нью-Йорка, вызванные ужесточением законов после ряда корпоративных скандалов и терактов 11 сентября 2001 г.

Повторить опыт Тэтчер собираются в Южной Корее. Сеул претендует на статус азиатского финансового центра. Акт об интеграции финансовых рынков, который национальная ассамблея планирует принять на следующей неделе, направлен на дерегуляцию. С 2009 г. будет работать небольшой список запретов, а все остальное корейским финансовым группам будет разрешено.

Москва может превратиться в мировой финансовый центр. Ключ к успеху – либерализация.