От редакции: Газовый флюгер

Судьба Штокмановского месторождения продолжает играть роль индикатора внешнеполитического курса России. “Газпром” посредством интервью, данного газете Financial Times зампредом правления Александром Медведевым, практически объявил о том, что снова готов рассмотреть перспективы вхождения в проект иностранных компаний.

На этот раз речь уже идет не о привлечении иностранцев в качестве подрядчиков, а о полноценном партнерстве. Видимо, это заявление должно сыграть роль позитивного внешнеполитического сигнала Западу – Россия там, где ей это выгодно, готова идти на серьезные компромиссы. Интересно, впрочем, что другого выбора у “Газпрома”, возможно, и нет.

За последние годы позиция правительства и “Газпрома” по поводу этого месторождения менялась не раз. Причем происходили эти перемены параллельно с переменами во внешнеполитической обстановке.

Если изначально планировалось привлечь к разработке иностранные компании, то в октябре минувшего года “Газпром” решил разрабатывать Штокман самостоятельно, а иностранцев собирался привлечь только в качестве подрядчиков. Детально взаимозависимость внешнеполитических обстоятельств и отношения “Газпрома” к Штокману прослежены в редакционной статье “Бесконечный Штокман” (“Ведомости”, № 191 от 11.10.2006). Теперь “Газпром” снова готов к полноценному участию иностранцев.

Метания у руководства “Газпрома” были и по поводу рынков сбыта. За последние годы газовый монополист “закреплял” месторождение то за США, то за Европой. Теперь, если верить заявлениям Медведева в FT, речь снова идет о производстве из запасов Штокмана сжиженного газа и отправке его на рынки Северной Америки.

Штокмановское месторождение, как флюгер, снова повернулось. Разговор о месторождении именно сегодня, на фоне общего ухудшения взаимоотношений с США и ЕС, на фоне споров о системе ПРО, – это попытка выдвинуть на передний план экономическую (а не политическую) составляющую отношений Россия – США. И это очень разумно.

“Новая модель” сотрудничества, которую в интервью FT провозгласил Медведев, призвана, вероятно, показать стремление со стороны России наладить конструктивные экономические отношения с иностранными партнерами. Подобные сигналы Кремль подает западным партнерам уже давно, но пересмотр отношения к разработке Штокмана может стать наиболее убедительным знаком. Главное – остановиться хоть на каком-то принципе и перестать их менять.

То, что подается как уступка иностранным компаниям, может быть просто потребностью газового монополиста. Аналитики отмечают, что в действительности “Газпром” практически не способен запустить Штокмановский проект без участия иностранных компаний. Среди причин и колоссальные инвестиции, которые требуются для запуска проекта, и потребность в технологиях, которыми на сегодняшний день “Газпром” не обладает. Не исключено, что на тех условиях, которые больше всего симпатичны “Газпрому” (т. е. привлечение иностранных компаний лишь в качестве подрядчиков, обладающих нужными технологиями), договориться с иностранными компаниями попросту не удалось.

До 2013 г., когда, по последним данным, должна начаться добыча газа, “Газпром” и правительство еще не раз успеют поменять позицию и не раз еще изменится внешнеполитическая конъюнктура. Но при этом необходимо понимать, что Штокман – больше, чем просто громкая тема, и больше, чем флюгер внешнеполитического курса Кремля. Если история с “Сахалином-2” и Ковыктой – это пересмотр старых правил на российском энергетическом рынке, то выработка условий, на которых будет разрабатываться Штокмановское месторождение, – уже установление новых правил игры. Если эти правила будут определяться не внешнеполитической конъюнктурой, а экономической осмысленностью, всем участникам процесса они станут гораздо понятнее.