От редакции: Общие ценности

Ватикан продолжает политику более четкого артикулирования основ веры и ухода от политкорректности. В богослужебном толковании основ веры, выпущенном Конгрегацией доктрины веры, говорится, что Католическая церковь – это единственная желаемая Христом церковь.

В отличие от многих российских СМИ, назвавших заявление Ватикана “провокацией”, “зазнайством” и “монополией на Христа”, русская церковь отреагировала позитивно. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл назвал позицию католиков “честной” и позволяющей вести продуктивную богословскую дискуссию.

Две старшие и крупнейшие ветви христианства, можно сказать, “ограниченно признают” истинность друг друга, наличие “святости и правды”. В новом документе Ватикана в очень мягкой форме подтверждены тезисы Второго ватиканского собора о том, что православные церкви имеют “истинное причастие” и апостольское священство, а протестантские “сообщества” по сути церквями не являются, так как у них нет апостольского священства и причастия. Ошибкой и тех и других называется непризнание первенства папского престола. При этом ни разу не употреблены слова “православные” и “протестанты”. Речь идет о “церквях, не полностью связанных с Католической” и “общинах верующих, образовавшихся после Реформации”.

Тем не менее этот документ – продолжение политики Ватикана по отстаиванию христианских ценностей и демонстрация готовности к “неполиткорректному” свидетельству веры. Прошлогодняя лекция папы Бенедикта XVI о диалоге культур вызвала крайнее неприятие в исламском мире. Приведенная папой цитата из византийского императора Мануила II Палеолога была вырвана из контекста и использована как повод для массового возмущения “попыткой оскорбить чувства верующих”. Папе пришлось потом извиняться, однако его позиция осталась отличной от европейской политкорректной практики уступок идеологическому и поведенческому наступлению ислама, порождающей необходимость все новых и новых уступок.

Христианские ценности – понятие для церквей общее и нуждающееся в защите и отстаивании. Именно это – главная платформа для диалога, который между Ватиканом и Москвой сейчас активно развивается. Можно представить две церкви как два союзных государства, которые соглашаются не обсуждать внутреннюю политику друг друга, но координировать политику внешнюю. Здесь есть конкретные цели. В первую очередь – формулирование позиции по отношению к новым вызовам. Речь идет не только о наступлении исламского фундаментализма. Не меньшую опасность для христианства представляет секуляризм и различные экстремальные проявления светской культуры.

Что касается объединения церквей – это цель, не подвластная человеческому разумению. Догматические разногласия, приведшие к расколу, и культурные различия, накопленные за последующие века, слишком принципиальны для приверженцев той или иной конфессии. Прагматичная позиция здесь может быть только такая: невозможно объединить церкви к такому-то сроку, но в то же время над этим нельзя прекращать работать.