От редакции: Сельская новь

Программа развития сельского хозяйства на 2008–2012 гг., одобренная вчера правительством, – вполне в русле мировой практики. Эта отрасль – клиент государственного протекционизма в большинстве развитых стран. Но сельская жизнь – не только экономика. В деревнях живут люди, которые живут трудно и которых становится все меньше.

Авторы программы прежде всего стремятся стимулировать производство. Предполагается бюджетное финансирование в размере около 1,1 трлн руб. (551,3 млрд руб. – из федерального бюджета, 544,3 млрд руб. – из региональных). Среди других мер – субсидирование процентных ставок и их снижение, развитие страхования, компенсация колебаний цен на товары. Правительство надеется, что к 2012 г. отечественные производители займут 70% рынка, что гарантирует продовольственную безопасность страны.

Но для улучшения ситуации в сельской местности одного стимулирования производства недостаточно. Сокращение сельского населения и сокращение занятых в сельском хозяйстве – объективная тенденция. В США, например, доля рабочей силы, занятой в сельском хозяйстве, сократилась с 41% в 1900 г. до 1,9% в 2000–2002 гг.

То же самое, пусть и в меньшем масштабе, происходило и в Европе. Сейчас в ЕС доля сельского населения, занятого в сельском хозяйстве, составляет 20%, в США – около 10%, в России – около 30%. Для европейского пути характерно желание сохранить социальную и экологическую роль деревни – т. е. сохранить сельский образ жизни по возможности в нынешнем виде и размере. Американское сельское хозяйство больше ориентировано на эффективность, хотя и там есть программы социальной поддержки традиционного села.

России, судя по заявлениям властей, ближе европейский путь. В нынешней программе есть тезис об “устойчивом развитии сельских территорий” и некоторые меры поддержки альтернативной занятости. Например, мелкие кредиты на несельскохозяйственные цели. Но в целом этой проблеме уделено недостаточно внимания.

По данным Росстата, в прошлом году средняя зарплата в сельском хозяйстве была самой низкой из всех отраслей промышленности – 3600 руб. Около 34% сел не имеют прямой связи с дорогами общего пользования. Почти 40% сельхозпредприятий убыточны. Около 60% сельских жителей имеют среднедушевые денежные доходы и 35% – располагаемые ресурсы ниже прожиточного уровня.

Среди целей программы – рост зарплат селян в 2,5 раза, производительности труда – на 5% в год, приобретения жилья – в 3,7 раза к 2012 г. Сельская местность будет газифицирована на 60%, а качественная питьевая вода попадет в 66% домов. Строительство жилья и колодцев, газификация – все это хорошо, хотя ждать, что государство полностью обеспечит селян жильем и инфраструктурой, не стоит. Обеспечит ли работой? По признанию министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, за последние пять лет число занятых в сельском хозяйстве сократилось примерно на 1 млн человек.

На селе наблюдается парадоксальная тенденция: по данным свежего исследования Центра агропродовольственной экономики ИЭПП, вложения в альтернативную занятость ведут к расширению сельской занятости, тогда как вложения в сельское хозяйство, как правило, сельскую занятость сокращают, приводя к росту производительности труда. Пока что альтернативную занятость пытаются развивать лишь сами селяне, со стороны государства они практически не получают помощи. Основной сферой занятости населения являются сельхозпредприятия и подсобные хозяйства. Трудовая миграция не развита, жители деревни соглашаются на самые плохие условия работы. При этом депопуляция растет если не из-за отъезда в город, то от пьянства и ранней смертности.

В деле “устойчивого развития сельских территорий” государству надо быть очень внимательным, тщательно координируя цели эффективности производства и сохранения человеческого капитала.