От редакции: Рейтинг индексов

Позиции России в разных международных рейтингах и индексах давно – и иногда справедливо – вызывают официальное раздражение. В конце минувшей недели МИД России высказал это недовольство официально – в адрес нового доклада Всемирного банка об эффективности государственного управления в странах мира за 1996–2006 гг. (“Качество управления имеет значение”).

В комментарии МИДа указывается, например, что, по версии Всемирного банка, политическая стабильность (23,6 балла из 100) оказалась в России ниже, чем у государств, переживших недавно острый политический кризис (Украина набрала 37 баллов). А по параметру “учет мнения населения и подотчетность государственных органов” Россия набрала меньше баллов, чем некоторые абсолютные монархии. По этому показателю Россия (24 балла из 100) входит в одну группу с такими странами, как Мавритания (23,1) и Бутан (22,6). Показатель Украины – 45,7 балла, у США 83,7 балла.

Данные доклада МИД предлагает использовать с осторожностью, поскольку “вызывает сомнение объективность и политическая беспристрастность его авторов”. Объективность многих рейтингов действительно вызывает вопросы, а ведь рейтинги в значительной степени формируют восприятие страны международной аудиторией. Позиции государств в наиболее известных индексах и списках постоянно цитируются журналистами.

Претензии к данному исследованию ВБ, как и к многим другим индексам, скорее должны лежать в области методологии, а не политической ангажированности. Оценки ВБ делаются на основе 33 различных баз данных, а также с помощью опросов десятков тысяч респондентов в различных странах и тысяч экспертов из различных, в том числе и государственных, организаций. На экспертных оценках основаны и индекс восприятия коррупции Transparency International, и рейтинги Freedom House, и индекс конкурентоспособности WEF, в котором Россия в 2006 г. заняла 62-е место из 117. Индекс Transparency International озаглавлен корректнее других, поскольку его название включает слово “восприятие”.

Что делать с этим неприятным для России восприятием? Можно составить альтернативный индекс. Институт общественного проектирования совместно с МГИМО и журналом “Эксперт” в конце прошлого года представили собственную систему индексов – “Политический атлас современности”. Авторы исследования предлагают пять индексов – “государственность”, “внешние и внутренние угрозы”, “международное влияние”, “качество жизни” и “основы демократии”. Оценки по каждому направлению строятся только на статистических данных и их анализе. В результате по индексу государственности, отражающему способность к независимому существованию и самостоятельному развитию, Россия заняла 27-е место из 192 (с 7,5 балла из 10). По потенциалу международного влияния, который рассчитывался, в частности, исходя из доли экономики в мировом ВВП, наличия ядерного оружия, расходов на оборону, объема населения и количества Нобелевских премий, Россия заняла 7-е место в мире; по уровню жизни – 73-е место, по основам демократии – 93-е.

Объективность места России в “Атласе” тоже может вызвать сомнения уже просто в силу характера составителей и набора отобранных ими характеристик. Но попытка создать более объективный рейтинг, в котором Россия если не лидирует, то хотя бы не плетется в хвосте, заслуживает внимания, – это лучший способ самоутверждения, чем простое отрицание справедливости чужих оценок. Разработчики “Атласа” отмечают, что любые индексы – это упрощение реальности, т. е., по сути, условность.

Более продуктивным делом, чем обвинения друг друга в ангажированности, стал бы рейтинг условностей – все важные мировые индексы стоит ранжировать по степени доверия к ним экспертного сообщества. Опубликовав свою оценку работы Всемирного банка, МИД России уже начал составлять подобный рейтинг рейтингов. Стоит продолжить.