От редакции: Эффект ДОВСЕ

Конфликт между Россией и Великобританией, перешедший вчера в новую фазу, затмевается шумом гораздо более серьезных событий. Объявленная Владимиром Путиным приостановка выполнения Россией Договора об обычных вооруженных силах в Европе вызвала нервную реакцию на Западе. Но необходимо разделять медийный шум и реальный смысл происшедшего. Роль России в усугублении похолодания далеко не так велика, как может показаться. Однако с каждым российским шагом роль эта становится все более выраженной.

ДОВСЕ – это стабилизатор, договор, призванный предотвращать потенциальные попытки внезапного вооруженного нападения (см. статью на этой странице). На словах эту позицию разделяют все подписавшие договор страны, но не на деле.

После адаптации договора в 1999 г. Россия его ратифицировала, а страны НАТО – нет. Свое недовольство этой ситуацией Россия выражает уже давно. В частности, в мюнхенской речи Путин отметил нежелание западных стран ратифицировать договор на фоне развертывания сил НАТО в странах Восточной Европы. Наконец весной в послании президента Федеральному собранию впервые было в жесткой форме заявлено, что Россия может выйти из договора.

Условием ратификации договора страны НАТО выставили вывод российских войск из Грузии и Молдавии. Между тем грузинский вопрос уже решен, а решение молдавского нельзя считать равносильным делу безопасности всей Европы. Теперь Россия наложила на исполнение договора мораторий.

Заявления о выходе России из ДОВСЕ звучали на фоне активизации американских планов по развертыванию в Восточной Европе системы ПРО. Кремль к этой инициативе относится крайне негативно, и тут его позицию тоже можно понять – как кризис ДОВСЕ, так и сама идея размещения американской противоракетной обороны в Европе сигнализируют о том, что сложившаяся в Европе система безопасности больше не работает.

Россия это понимает и пытается привлечь к проблеме внимание. Позиция и действия Кремля гораздо яснее и предсказуемее, чем позиция США и стран НАТО, – зачем нужно ПРО в Европе, не понимает никто, а затягивание с ратификацией ДОВСЕ, как уже видно, никому не принесло пользы. США идут на обострение ситуации, а Россия лишь реагирует. Но и реагировать можно по-разному.

Возможно, ДОВСЕ вскоре умрет сам собой и без моратория, наложенного Россией. Но вопрос в том, как и почему он отмирает – уйдет ли он в историю из-за ухудшения отношений или из-за их улучшения. Между тем конфликт вокруг ПРО и ДОВСЕ усугубляется из-за упрямства и честолюбия обеих сторон, и это может привести к возрождению противостояния времен холодной войны. Однако честолюбие не лучший мотив, когда речь идет о безопасности жизни на целом континенте и, возможно, в мире в целом.

Идя на обострение, страны Запада делают коллективную ошибку, но России не стоит соревноваться с партнерами в недальновидности. Все более жесткая позиция России только ускорит коллапс сложившейся системы безопасности, поскольку будет подталкивать европейские страны к военному сотрудничеству с США, что как раз и нежелательно для России.