От редакции: Бензин как роскошь

Цены на бензин снова растут, и это снова вызывает беспокойство чиновников. Летом 2005 г. правительство пошло на соглашение с нефтяниками, заставив их заморозить розничные цены на бензин. Летом 2006 г. цены на бензин росли быстрее инфляции. На этот раз премьер-министр Михаил Фрадков снова заявил, что правительство “будет работать” над этим вопросом, признав, что “взывать к совести [топливных трейдеров], судя по всему, уже неэффективно”.

Беспокойство правительства понять можно: рост цен на топливо сказывается на себестоимости других товаров и услуг и подпитывает инфляцию. Помимо прочего, стоимость бензина – вопрос политический, поскольку напрямую сказывается на кошельках избирателей.

Но опыт показывает, что с ростом розничных цен на бензин правительство ничего сделать не может. В 2005 г. цены были зафиксированы на пике роста: в тот момент они и так должны были снижаться, поскольку внутренний рынок нефти был затоварен из-за роста экспортных пошлин. Едва ли что-нибудь удастся придумать и на этот раз. Фрадков во многом прав, когда говорит о завышении цен трейдерами. Но дело все же не в отсутствии совести, а в отсутствии конкуренции. Для того чтобы как-то повлиять на стоимость бензина, правительству придется разобраться со структурными проблемами отрасли и пересмотреть систему налогообложения ТЭКа.

Быстро с бензиновым ростом не справиться, поэтому интересно посмотреть, к чему помимо инфляции он приводит. Последствия роста цен на бензин лучше всего изучены в США, поскольку степень автомобилизации (в 2004 г. в США насчитывалось более 136 млн легковых автомобилей) и объемы потребления топлива в год делают этот вопрос действительно крайне значимым. Существует множество исследований, иллюстрирующих изменения стиля жизни американцев в зависимости от стоимости бензина. Самым непосредственным образом этот фактор влияет на автомобильный рынок США. Как выясняется, дорожающий бензин влияет не столько на объемы, сколько на структуру спроса.

Опросы американских водителей еще в 2005 г. показывали, что они задумаются о приобретении более экономных автомобилей, если стоимость бензина достигнет $3 за галлон. Этот уровень был преодолен в 2006 г. (среднегодовая цена – $3,03). К апрелю 2007 г. стоимость галлона достигла $3,22, и согласно апрельскому опросу Consumer Report среди тех потребителей, которые собирались покупать новую машину, 70% искали энергоэффективную модель. Почти половина опрошенных собирались приобрести автомобили, ездящие не только на бензине, 42% были готовы платить больше за энергоэффективные автомобили.

Отказываться от использования автомобилей из-за роста цен американцы не собираются, хотя объем продаж сокращается. По данным Национальной ассоциации автодилеров, в 2005 г. (стоимость галлона – $2,28) в США было продано 16,9 млн автомобилей, а в 2006 г. ($3,03) – 16,5 млн. Но изменилась структура продаж: в 2006 г. легковых машин было продано на 1,5% больше, чем годом ранее, а джипов – на 6% меньше.

Энергоэффективность – пока чуждая россиянам концепция, и в России реакция на дорожающий бензин другая. Опрос ВЦИОМ (август 2006 г.) показал, что, если бензин будет стоить более 20 руб. за литр, 18% автовладельцев просто пересядут на общественный транспорт. В Москве этот рубеж уже практически преодолен, между тем машин в столице меньше не стало.

На начало 2006 г. в России насчитывалось 25,5 млн легковых автомобилей, а по прогнозу Федерального дорожного агентства, к 2015 г. их будет уже 42 млн. Визуально столичный автопарк становится все более шикарным. В первом полугодии 2007 г. было продано 715 000 новых иномарок и лишь 300 000 отечественных (данные PricewaterhouseCoopers). Похоже, рост цен на бензин вытесняет с дорог самых бедных автовладельцев и освобождает место для тех, кому все равно, сколько платить за топливо.