От редакции: Чиновничья жилка

Проект “Сочи-2014” отличается от всех прочих больших государственно-частных начинаний тем, что он просто обязан материализоваться полностью и в срок. Практически любой ценой. А значит, можно в реальном времени изучать Сочи как пример, иллюстрирующий наиболее характерные особенности российской экономической практики.

Именно в Сочи будет масштабно представлено частно-государственное партнерство, именно в Сочи можно будет оценить эффективность госинвестиций и понять, насколько серьезны обещания не допустить (чрезмерного) расхищения вложенных денег.

Победа Сочи уже привела к резкому росту стоимости в городе квартир и земли, на что местные власти отреагировали “по-московски” – на прошлой неделе в городе была практически отменена частная собственность на землю. За исключением случаев оформления дачных участков в собственность физическими лицами, земля в Сочи больше не подлежит ни приватизации, ни выкупу, поскольку город относится к особо охраняемым природным территориям. Единственная доступная форма землепользования – аренда.

Частная собственность на землю укореняется в России крайне трудно и медленно, действующие правила сильно различаются от региона к региону, а законы и акты, призванные упорядочить определение цены на выкупаемые участки, до сих пор полностью не приняты. При том, что право иметь землю в собственности гарантировано Конституцией и поддержано Земельным кодексом, действующим с 2002 г. Последовательнее других сопротивляются переходу городской земли в частные руки московские власти. Преобладающая форма землепользования в столице – аренда, а собственность, как правило, удается оформить только через суд. Впрочем, прошлым летом мэр Москвы Юрий Лужков подписал постановление “О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность”, и в столице появился механизм оформления земли в собственность. Но Москва все равно особая территория. По законопроекту о кадастре приватизация земли под предприятием будет обходиться в Москве и Санкт-Петербурге в 20% от кадастровой стоимости, при том что в других городах – 2,5%.

Стоимость земли в Москве и Санкт-Петербурге может достигать и 100% кадастровой стоимости в том случае, если предприятие, находящееся на земле, перепрофилируется.

Эксперты отмечают, что подобные правила приведут только к закреплению старых правил игры – аренда останется доминирующей формой землепользования, поскольку стоимость земли в Москве становится неподъемной. Нежелание московских властей расставаться с землей легко объяснимо. Арендные платежи – это огромные деньги (до 5% бюджета, порядка $500 млн в год), а также возможность держать недвижимость под контролем на случай интересных проектов. В той же логике и переход к такой системе в Сочи, который превращается в третью, южную, столицу России. Инвестиционная привлекательность обязывает.

Госкапитализм по-российски правильнее было бы называть “капгосударством” – в России роли, присущие бизнесу и государству, поменялись местами. Если в теории государство должно наращивать свое влияние там, где рынок оказывается неэффективным, то в российском госкапитализме государство стремится туда, где рынок обещает большие прибыли. Например, в ТЭК. Сверхприбыли, которые обеспечивает нефтегазовая отрасль, привели к тому, что государство постепенно размывает в этой отрасли частную собственность.

История с сочинской землей – только начало. Закон о порядке резервирования земельных участков, практически дающий государству возможность предотвратить приватизацию любого участка земли, или наделение субъектов Федерации правом устанавливать цену выкупа земельных участков создают предпосылки для распространения московского и сочинского опыта на всю страну.