От редакции: Глобализация деревни

Россия находится на расстоянии вытянутой руки от двери в ВТО уже много лет – обычно чиновники ожидают завершения переговоров “в течение года” или “к концу текущего года”. На Петербургском экономическом форуме министр экономразвития Герман Греф выражал надежду, что России удастся завершить процесс вступления в ВТО до 2008 г. Но очередной раунд многосторонних переговоров по вступлению России в ВТО, проходящий сейчас в Женеве, не является завершающим.

Из 46 разделов, включенных в доклад рабочей группы по приему России, на сегодня согласовано только 24, и российские представители уже заявили, что даже в случае успеха текущих переговоров предстоит еще один раунд в ноябре (еще 12–15 разделов договора). Учитывая сложность переговоров (прежде всего будут обсуждаться сельское хозяйство и фитосанитарные нормы) и общее обострение политических и экономических взаимоотношений России с Западом, есть все основания думать, что и ноябрьский раунд будет не последним.

Главный российский переговорщик Максим Медведков по-прежнему надеется, что “все переговоры могут быть завершены до конца года”. Но в рамках переговоров по сельскому хозяйству должен быть согласован максимальный объем государственной поддержки, которую Россия будет иметь право предоставлять АПК после присоединения к ВТО, и уровень экспортных субсидий сельскохозяйственных товаров. Россия настаивает на $9,2 млрд помощи ежегодно, но члены ВТО считают такой объем субсидий слишком большим.

Сельхозсубсидии стали камнем преткновения не только для России. Дохийский раунд переговоров забуксовал как раз на почве разногласий по сельскому хозяйству. Предполагалось, что развитые страны (прежде всего ЕС и США) существенно сократят субсидии и откроют свои рынки для импорта из развивающихся стран, а в ответ развивающиеся страны должны были снизить пошлины на импорт промышленных товаров.

Развитым странам, для которых сельское хозяйство – нечто вроде национального парка, и развивающимся, для которых сельское хозяйство – значимая часть экономики, не легко понять друг друга. Позиция России близка к позиции развивающихся стран, таких как Бразилия и Индия.

Герман Греф заявлял, что российский АПК может стать “одним из самых конкурентоспособных на европейском континенте” только в том случае, если ЕС значительно сократит объем своих субсидий. Члены ВТО о подобном сокращении не способны договориться уже шесть лет.

Другая проблема – методология учета субсидий. В рамках ВТО ограничивается объем помощи, относящейся только к так называемой “желтой корзине”. Это такая поддержка, которая искажает функционирование рынка и процесс торговли. Россия настаивает на $9,2 млрд “желтых субсидий” (для сравнения: лимит для США составляет $19,1 млрд). При этом подавляющий объем текущей помощи, который государство выделяет отечественному АПК, относится к разрешенной “зеленой корзине”: это группа мер, не воздействующих на торговлю напрямую. Преимущественно к “зеленой корзине” относятся и меры, запланированные в рамках только что принятой программы господдержки АПК на 2008–2012 гг., предусматривающей помощь в размере $4 млрд ежегодно (объем “зеленых субсидий” в США превышает $100 млрд). Вопрос в том, к какой корзине относить какие субсидии.

Сельское хозяйство – серьезное препятствие на пути России в ВТО, но непреодолимым оно может стать только в том случае, если вопрос будет политизирован. Предпосылки для этого есть: вопрос о польском мясе практически заблокировал подписание Россией и ЕС нового соглашения о партнерстве и сотрудничестве, у запрета на продажу в России грузинского вина и украинского молока был политический контекст. Кроме того, общая тенденция во взаимоотношениях России и Запада говорит о том, что политическое понимание тех или иных спорных вопросов вытесняет экономическое.