От редакции: Деление льда

Атомный ледокол “Арктика”, о чьем продвижении к Северному полюсу сегодня рассказывают по телевизору так же много, как 30 лет назад, – это первое судно, достигшее полюса в надводном положении. Помимо этого достижения 1977 г. в активе России – высадка первой обитаемой полярной станции на льду в 1937 г. Американцы утверждают, что первыми через Северный полюс прошли они в 1908–1909 гг. (экспедиции Фредерика Кука и Роберта Пири).

Проблема разграничения арктических пространств между государствами, имеющими выход к Северному Ледовитому океану, возникла еще в 1920-х гг., когда Советский Союз, США, Канада, Норвегия и Дания заявили о своих правах на значительные пространства океанского дна. Москва тогда обозначила свои морские границы треугольником Мурманск – полюс – Чукотка. С середины ХХ в. конкуренция в Северном Ледовитом была обусловлена противостоянием СССР и НАТО – на острове Новая Земля находится российский ядерный полигон, а на Земле Франца-Иосифа – база стратегических ядерных сил.

Теперь речь идет прежде всего об экономической конкуренции. По мнению геологов, запасы нефти и газа в арктической зоне превосходят залежи углеводородов в Персидском заливе. Поэтому свои аргументы на долю холодного дна предъявляют все государства. Москва утверждает, что ей принадлежит 1,2 млн кв. км поверхности океана. Экспедиция научно-исследовательского корабля “Академик Федоров” призвана доказать, что некоторые подводные хребты продлевают российский континентальный шельф – ту часть дна, на которой технически возможна разработка полезных ископаемых. Если застолбить спорные участки, она будет возможна только с ведома России.

Почему же не определены границы? Россия не отказывается от треугольника и претендует также на принадлежность ей шельфа по хребту Ломоносова, который начинается в российском секторе Арктики и спускается от полюса на юг к канадским арктическим островам и Гренландии. На участок претендует также Дания (Гренландия – ее автономная провинция). Разрешить спор затруднительно: с одной стороны, Конвенция ООН о континентальном шельфе 1958 г. говорит, что к шельфу относятся и подводные горы, являющиеся продолжением континентальной суши (это и доказывают наши ученые). Но 76-я статья Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. указывает, что граница шельфа не может проходить дальше 350 миль (около 650 км) от границ внутреннего моря (12 миль от берега). Порядок исследований и разработок полезных ископаемых в остальной части Арктического бассейна определяет Международное управление ООН по проблемам морского дна (располагается на Ямайке). Вопросов при делимитации накопилось немало: откуда отсчитывать границы – от берега континента или острова, как делить спорные участки, например в Баренцевом море, где свои права на газоносные участки дна предъявляют Россия и Норвегия. В 2002 г. комиссия ООН по разграничению континентального шельфа уже рассматривала заявку России на спорный участок и отложила решение вопроса. Россия может последовать примеру Дании. В 2006 г. эта страна, которая тоже претендовала на спорную территорию в Арктике (остров Хансен между Гренландией и Канадой), доказала свои права в Международном суде.