От редакции: Деньги вперед

Региональная политика в России все больше напоминает попытки возродить советское централизованное планирование. Закона о региональной политике все нет, а вчерашнее обсуждение на заседании правительства Федеральной целевой программы развития Дальнего Востока сопровождалось призывами возродить комсомольские стройки и студенческие стройотряды.

Премьер Михаил Фрадков заявил, что помимо комсомольцев в регион на работу хорошо бы направить руководителей из Москвы и Петербурга. Вице-премьер Сергей Иванов предложил субсидировать авиатарифы для полетов на Дальний Восток и обратно.

Действительно, чтобы поднять Дальний Восток, нужно много энтузиазма и денег. В 2006 г. Дальневосточный округ занял по объему валового регионального продукта (ВРП) последнее место среди всех округов. Промышленность стагнирует, за 10 лет из региона уехало 10% населения. Между тем соседи России в Азии и на Тихом океане растут гораздо быстрее и не прочь были бы поучаствовать в освоении богатого ресурсами региона.

На ФЦП за период до 2013 г. будет потрачено 566 млрд руб. (426,3 млрд – из федерального бюджета). Предполагается направить большую часть денег на строительство инфраструктуры – трубопроводов, автомобильных и железных дорог, линий электропередачи. В результате к 2013 г. ВРП Дальнего Востока должен вырасти в 2,6 раза, инвестиции в основной капитал – в 3,5 раза, население – на те же 10%.

Правда, концептуальное представление о будущем региона у правительства смутное. Пока оно определяется главным образом необходимостью достройки трубопровода Восточная Сибирь – Тихий океан и, может быть, разработкой шельфа Сахалина. Стратегия развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2025 г. будет разработана Минэкономразвития не ранее чем через год.

ФЦП ориентирована скорее на социальные, политические и геополитические цели, чем на экономические. Любопытно, что полпред президента в ДВФО Камиль Исхаков, комментируя принятие программы, сказал, что готовых проектов под программу недостаточно: “С 1 января 2008 г. должны начаться 137 новых строек, на 70 из них пока нет проектов”.

Дальний Восток вряд ли останется единственным регионом, которому нужны серьезные вливания из центра. Диспропорции в развитии регионов очень велики. Экономисты Всемирного банка подсчитали, что, если бы регионы России были государствами, по ВРП они бы заняли места с 32-го по 119-е из 173 стран. Попытки разработать новую концепцию региональной политики (в частности, федеральный закон “О региональной политике”), которой вроде бы озаботился год назад Госсовет при президенте, пока ничем не закончились.

Как бы правительство ни открещивалось от возрождения Госплана, ситуация все более напоминает СССР. Дело даже не в том, способен ли центр грамотно спланировать стратегию развития региона. Дело в том, что региональные власти, общество, бизнес лишены инициативы, полномочий и средств. В рамках вертикали власти назначаемый Кремлем губернатор боится действовать, чтобы чем-то не рассердить Москву, и занимается лишь выпрашиванием средств в центре. У страха глаза велики: региональные начальники пытаются согласовывать в Москве даже те кадровые, экономические или социальные инициативы, до которых Кремлю дела нет. В налоговой системе есть явный перекос в сторону федерального бюджета: по подсчетам ИЭПП, доля налоговых доходов региональных бюджетов в консолидированном бюджете России снизилась с 56% в 1998 г. до 31–32% в 2005–2006 гг. Доля расходов тоже снижалась, но гораздо медленнее (с 54% до 43%).

Неудивительно, что самым большим успехом прошедшего неделю назад во Владивостоке первого Тихоокеанского экономического конгресса был приезд и выступление министра финансов Алексея Кудрина. Для этого Кудрину надо было произнести одну фразу: “Я приехал сюда с деньгами”.