Конкурент

Олег Дерипаска снова в центре внимания: “Русснефть” у Михаила Гуцериева вроде бы договорился купить, на “Силовые машины” подал заявку. Значит, у Дерипаски с Кремлем прекрасные отношения – иначе мог ли бы он себе такое позволить?

Помимо сравнительно свежего верноподданнического высказывания Дерипаски, что-де он готов все отдать, если власть попросит, я нашел его цитату от июня 1998 г.: “Сибирский алюминий” порывает с иностранными торговцами и посредниками (трейдерами), так как они “наживают миллиардные барыши на практически беззатратном использовании созданных еще во времена Советского Союза производственных мощностей для выпуска и продажи втридорога на мировом рынке металла из закупленного на стороне сырья”. В тот момент у этого высказывания смысл был вполне прикладной, Дерипаске надо было отодвинуть от российского алюминия бывших соратников из Trans World Group; сегодня оно носит явно более общий характер.

Идея Дерипаски прозрачна: российский бизнесмен и не бизнесмен вовсе, его задача – помогать государству эффективно управлять бизнесом. Но если государству понадобится... Западные СМИ не зря считают Дерипаску единственным бизнесменом, у кого прямой доступ к президенту Путину.

Ходят слухи, будто у этой идеи (если государству понадобится) есть и конкретное наполнение – дескать, раньше материальные сложности чиновникам со Старой площади помогали решать структуры Абрамовича, а с тех пор как тот продал “Газпрому” “Сибнефть”, эту общественную нагрузку взяли на себя структуры Дерипаски.

Образцовый российский бизнесмен эпохи Путина!

Но в этом совершенстве, возможно, и кроется опасность для самого Дерипаски. Покупая “Русснефть”, он волей-неволей защищает от атаки предыдущего собственника – Михаила Гуцериева; больше того, он появляется на поле, где привыкли безраздельно властвовать кремлевские чиновники самого высокого ранга, в частности Игорь Сечин. В эффективном и всегда покладистом Дерипаске кремлевцы не могут не видеть конкурента – иначе они были бы плохие политики.

Признаки того, что Дерипаску могут ждать осложнения, уже появились – пока в виде слухов, что Гуцериев, даже и продав “Русснефть”, даже и публично опровергнув сам себя насчет давления властей при продаже “Русснефти”, продолжает быть мишенью правоохранительных органов. Пока сведения, поступающие от знакомых Гуцериева, неясные: то ли ордер на арест, то ли объявление в федеральный розыск, но сам факт примечателен.

А еще не будем забывать, что Алексей Мордашов, с которым Дерипаска вступил в борьбу за “Силовые машины”, – доверенное лицо Путина.