Наше “Мы”: История настроения

Что наше настроение зависит не от тонких индивидуальных, а от грубых социальных факторов вроде пола, возраста и образования, социологи нынешнего “Левада-центра” обнаружили, когда в 1990-е гг. задали двухтысячной выборке россиян 16 лет и старше вопрос: “Что вы могли бы сказать о своем настроении в последние дни?” Мы ждали, что большинству для описания своего самочувствия подойдет ответ “нормальное, ровное состояние”. Однако в марте 1999 г. (возьмем его для примера) состояние, которое мы сочли нормой, преобладало только у мужчин до 40 лет с образованием в объеме вуза или техникума (53%) или в пределах среднего (48%). Среди молодых образованных мужчин нашлось 4% заявивших о “прекрасном настроении”, но более трети (35%) переживали “напряжение, раздражение”, а 2% вообще признались, что “испытывают страх, тоску”. В целом носители хорошего и плохого настроения в их среде встречались в пропорции 57:37, и это наилучшее соотношение во всем российском обществе той поры. Перевес оптимистов был и среди менее образованных мужчин (52:41). Но больше во всей России не было ни одной образовательно-возрастной категории жителей, в которой бы преобладали позитивные эмоции. Хуже всего в тот год чувствовали себя женщины старше 40 лет и без высшего образования (18:74), каждую пятую из них мучили страхи и тоска. Общее соотношение людей, находившихся тогда в хорошем и плохом настроении, оказывалось в пользу вторых (36:57).

Дальше выяснилось, что на индивидуальные настроения влияют не только социально-демографические, но и политические факторы. Вот сменилась власть, и в марте 2003 г. на тот же вопрос публика начала давать преимущественно позитивные ответы (58:36). При молодом, как тогда подчеркивали, президенте молодость приобрела особое значение в качестве источника оптимизма. Молодые мужчины демонстрировали тройное (71:23), а женщины – двойное (65:31) преобладание бодрости над унынием. Но влияние образованности на самочувствие людей изменилось. Прекрасным настроением наслаждались 20% мужчин без “корочек” и лишь 12% – с оными. Переменились к лучшему настроения и в старших возрастах, но резче опять-таки у лиц, не имеющих высшего образования.

В нынешнем марте мы снова задавали тот же вопрос. Опрос показал, что в обществе продолжается рост оптимизма (63:34). “Нормальное настроение” наконец-то стало нормой (52%), и люди находят теперь себя в распрекрасном настроении вдвое чаще, чем в тоске или страхе.

Эмоциональное состояние молодых образованных мужчин просто изумительно: у четверти из них с настроением все прекрасно, а у 55% – “ровное состояние”. Показатели их оптимизма – что твои цифры в общеизвестном рейтинге (80:10). Если что и напрягает, то одного из десяти, тоска и страхи ушли (меньше 1%). Те, у кого нет образования, но есть молодость, тоже не унывают – ни мужской (72:22), ни особенно женский пол (74:21). Да что там, даже пожилые женщины без дипломов и те стали по преимуществу оптимистками (50:45).

Ликовать бы вместе с ними, да только среди старших высокообразованных граждан настроения стали не лучше, а хуже. Прежде всего среди женщин (40:56). Впервые они по уровню опасений вышли на первое место. Что-то тревожит самую умудренную часть нашего общества. Что?