От редакции: Стрелочники туризма

У тысяч отечественных туристов, собиравшихся отдохнуть или уже отдохнувших за границей этим летом, было испорчено настроение. Только в минувший уикенд и только из столичных аэропортов были на много часов отложены вылеты 13 рейсов разных авиакомпаний в Болгарию, Грецию, Тунис и Турцию.

Хуже всех пришлось 452 туристам, ожидавшим возвращения на родину из Хургады. Египетские технические службы признали самолет “Трансаэро” неисправным. Резервный борт вылетел только на следующий день, в итоге туристы спустились с трапа только вчера утром – больше чем на сутки позже расписания. Компания повела себя ответственно и выплатила всем пострадавшим компенсации по 1500 руб. Пассажиры, опоздавшие на самолеты и поезда в другие регионы России, будут размещены в гостиницах и отправлены домой за счет “Трансаэро”.

Но что делать туристу, когда авиаперевозчик не желает признавать свою ответственность? Наверное, обращаться с официальными претензиями к авиакомпании, а в случае отказа – с иском в суд. Принятые в феврале нынешнего года поправки в закон “Об основах туристской деятельности в РФ” переложили основное бремя ответственности на турфирмы. В статье 9 указано: “Туроператор несет предусмотренную ответственность перед туристом <...> за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги)”. По мнению экспертов, эта поправка создала абсурдную ситуацию, когда туристу выигрышнее обратиться с иском не к непосредственному виновнику задержки рейса, например к авиаперевозчику, а к туркомпании, которая должна возместить ущерб за счет страховки или обязательного депозита.

Конечно, турфирма может обратиться к авиаторам с регрессным иском о возмещении убытков. Но сейчас, когда число россиян, отдыхающих летом за границей, увеличилось с 3,6 млн человек в 2003 г. до 4,8 млн в 2006 г. (тот самый средний класс), а рост авиапарка не поспевает за растущим потоком отпускников, многие компании, делающие основной оборот в летние месяцы, не рискнут портить отношения с авиакомпанией. Риски турфирм вырастут, значит, вырастут и цены для потребителей.

Возможные убытки турфирм – не повод отменять их финансовую ответственность. Но и авиаперевозчики должны нести свою долю ответственности перед пассажирами. В развитых странах пострадавшие получают от авиакомпаний тысячи и десятки тысяч долларов за опоздания. У нас 120-я статья Воздушного кодекса ограничивает штраф с авиаперевозчика за час опоздания рейса по его вине 25 руб., а общую сумму штрафа вне зависимости от опоздания – половиной стоимости билета. Необходимо подумать и том, как облегчить российским авиакомпаниям условия лизинга и покупки новых самолетов.