От редакции: Агитбригада

Первый вице-премьер Сергей Иванов назвал историю с падением на территории Грузии ракеты, якобы пущенной российским самолетом, “театральной постановкой”, срежиссированной грузинской стороной. Кроме традиционных для подобных конфликтов опровержений в словах Иванова содержится глобальная метафора. Значимость “театральных постановок” растет день ото дня, и для российских властей они тоже актуальны.

При сегодняшнем уровне развития информационных технологий все большее значение имеет не действительность, а реальность, моделируемая СМИ. Ни у кого не повернется язык назвать 11 сентября 2001 г. бутафорией, но именно телетрансляция этого теракта, а не сам теракт привели к соответствующей реакции американцев и всего мира. Трансляция постановочного теракта привела бы к тем же последствиям, что и действительно состоявшийся теракт. На эту тему пишут книжки и снимают фильмы, и сегодня простую формулу – medium is the message, или, в упрощенном русском варианте, “ящик рулит”, – хорошо усвоили российские власти (“The medium is the message” – “средство коммуникации и есть послание”, формула, выдвинутая исследователем массовых коммуникаций Маршаллом Маклюэном).

Ярким спектаклем, в частности, стала экспедиция к Северному полюсу, в ходе которой на дно Ледовитого океана погрузились депутаты Госдумы от “Единой России” Артур Чилингаров и Владимир Груздев. Репортажи с Северного полюса стали главным содержанием новостей на российских государственных телеканалах, по Москве развешаны растяжки с символикой “Единой России” и слоганом “Родина встречает героев”. Основной месседж репортажей – доблестные ученые установили на дне российский флаг, тем самым подтвердив претензии страны на сектор Арктики, в то время как завистливые конкуренты из Канады, США, Дании и т. д. пытаются с помощью своих экспедиций и дипломатических уловок поставить наши коренные интересы под сомнение. Главной целью экспедиции, снаряженной, кстати, на частные деньги, был внутренний пиар. Граждане должны понять, что Россия вновь громко заявила о своих интересах, а “Единая Россия” имела к этому непосредственное отношение.

Собственно научный (и геополитический) вопрос о протяженности российского шельфа будет решаться в лабораториях и комиссиях ООН, для этого не надо было рисковать жизнью уважаемых депутатов, устанавливать на дне флаг, а также возить к полюсу целую бригаду журналистов и обслуживающего персонала (они вернулись в Мурманск в пятницу без особой помпы).

О том, что “постановка” имела успех, свидетельствует вал публикаций в западной прессе. Итальянская La Stampa, например, процитировала анонимного чиновника администрации Буша: “Действия российской стороны напоминают о национализме 30-х гг. и колониализме 40-х, Путин не упускает возможности совершить провокационные действия в отношении мирового сообщества”.

Ровно так же, как западные политики и СМИ оценили спуск российских батискафов под лед Северного полюса, российские политики и СМИ оценили падение ракеты на грузинской территории: “провокация”, “театральная постановка”. Проблемой стало то, что ответного качественного пиар-продукта с российской стороны не последовало. Просто основные российские режиссерские силы были заняты на северном направлении, а проблема отношений с Грузией в настоящий момент не считается достойной внимания.

Не получила достаточной медиаподдержки и история с полетом стратегических бомбардировщиков Ту-95МС к острову Гуам, на котором расположена американская военная база. Российские генералы связали это с возрождением мощи ВВС (дело было накануне профессионального праздника летчиков). Правда, командующий тихоокеанским флотом США адмирал Уиллард сказал, что “тушки” не долетели до Гуама 500 км. Жаль, операторов ведущих телеканалов летчики с собой не взяли – это упущение.