От редакции: Шумим, братцы

Каждый пятый москвич страдает от нервных и сердечных заболеваний, вызванных воздействием шума. Взрослые и пожилые люди страдают нарушениями сна, а дети не могут сконцентрироваться на уроках из-за гула машин, грохота поездов, строек, воя взлетающих самолетов. Допустимый уровень шума превышен в полтора раза на 70% территории города – сообщили на заседании правительства Москвы столичные чиновники. Разработанная ими концепция снижения шума в столице предполагает установку новых шумозащитных экранов у домов, расположенных рядом с автомобильными и железнодорожными магистралями, а также четырехкратное повышение штрафов с граждан и трехкратное – с организаций за нарушение тишины в ночное время. Юрий Лужков концепцию отклонил – он считает необходимым снизить шум в домах в ночное время до нуля, для чего предложил разработать менее шумное покрытие для дорог и поставить стеклопакеты в домах, расположенных в неблагоприятных зонах, за счет города.

Инициативу мэра сделать Москву тише, а значит, уютнее можно только приветствовать: шум входит в тройку самых неблагоприятных воздействий больших городов на человека вслед за загрязнением воздуха и воды. По данным исследования европейского отделения Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), люди, сон которых нарушается шумом, на 46% чаще нормально спящих соседей получают травмы дома и на улице, школьники в шумных помещениях делают домашние задания на 25% дольше, схожие проблемы испытывают и сотрудники в офисах.

Использование опыта мегаполисов цивилизованных стран может снизить грохот в домах и офисах. Установка высоких шумопоглощающих щитов рядом с крупными магистралями, как в Берлине и Нью-Йорке, применение новых дорожных покрытий и установка прорезиненных колес и бесстыковых рельсов на линиях метро и трамваев (Париж), перенос железнодорожных путей в центральной части города в туннели и вывод вокзалов из центра или их укрытие под землей (Париж и Лондон), вывод крупных предприятий с “громкими” производственными процессами за черту города, посадка дополнительных зеленых насаждений – все это способно несколько снизить уровень шума.

Но передовые технологии в этом случае лишь частично эффективны. Источник 80% шума в мегаполисе – автомобили. А значит, при продолжающемся росте автопарка (в Москве – в 12 раз за 16 лет) сделать город тихим трудно. Шум – неизбежное следствие увеличения концентрации населения и опережающего роста мегаполисов. По данным ООН, доля городов-миллионников в населении земли выросла с 12% в 1975 г. до 19% в 2005 г. и увеличится к 2015 г. до 21,5%. Особенно быстро растут мегаполисы в развивающихся странах.

Чтобы снизить уровень шума, нужно использовать не только передовые технологии, но и практику развитых стран по стимулированию предложения работы в провинции. В частности, население “большого Парижа” выросло за 30 лет с 8,6 млн до 9,8 млн, Нью-Йорка – с 15,9 млн до 18,7 млн, Лондона – с 7,5 млн до 8,5 млн – и стабилизировалось.