От редакции: Игрушечная война

Саммит Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и учения войск членов ШОС “Мирная миссия – 2007” проходят на фоне кризиса во взаимоотношениях России и Запада и внешнеэкономических трений Китая и США. Однако для России было бы наивно рассчитывать на тесный союз с Китаем: если с США китайцы играют в войну, то с Россией – в дружбу.

В июне американская компания RC2 отозвала 1,5 млн произведенных в Китае игрушечных поездов, покрытых краской с высоким содержанием свинца. В августе компания Mattel отозвала по всему миру почти 20 млн игрушек, изготовленных в Китае и также признанных опасными, а американское ведомство по контролю за качеством инициировало 29 дел по отзыву произведенных в 2006 г. китайских игрушек.

Скандал с отзывом игрушек можно рассматривать в логике торговой войны между США и Китаем. Для экономики США огромный дефицит торгового баланса с Китаем становится реальной угрозой, американцы давят на китайские власти с целью ускорить либерализацию курса юаня. А кампания под условным названием “не покупайте китайское” напоминает недавнюю российскую кампанию “не покупайте эстонское” – с той только разницей, что США, да и Европа очень зависят от китайских товаров, в то время как в России эстонские трудно найти. В недавно вышедшей книге “Год без Made in China” журналистка Сара Бонджорни пишет, что обойтись без китайских товаров американец уже практически не может. В статье в Financial Times “Госкапитализм пугает мир” главный экономист банка Standard Chartered Жерар Лион предполагает, что вскоре этикетка “Сделано в Китае” превратится в “Принадлежит Китаю”.

Это пугает американцев примерно так же, как рост военной мощи Китая и как его политические планы в Азии, в частности в рамках ШОС. Между тем Китай, похоже, воевать не собирается. Официальная позиция Китая в игрушечной войне мирная: министерство коммерции заявило, что все случаи будут расследованы, а контроль за качеством игрушек ужесточен. На главное конкурентное преимущество китайской продукции – дешевизну – это повлияет незначительно: основой его служит не экономия на материалах, а дешевый труд.

Спор вокруг ревальвации юаня тоже ни к чему не приводит, поскольку и американцы, и китайцы понимают, что их экономики слишком взаимосвязаны. По сути, все спорные вопросы во взаимоотношениях Китая и США – следствие масштабного сотрудничества между двумя странами.

России вроде бы выгодны страхи Запада и США – в частности, по поводу усиления Китая и военного союза ШОС: Россия и Китай, как два основных игрока в регионе, включают Центральную Азию в сферу своего влияния, где проблемы должны решаться без участия США и других стран Запада. Судя по откликам в прессе, на Западе считают, что игры в ШОС уже становятся “вредными”: газеты пишут о превращении ШОС в военный блок и противовес НАТО.

Но пока не понятно, как члены ШОС собираются сами решать свои проблемы. До наполнения сотрудничества в рамках ШОС конкретикой еще далеко, поскольку экономические интересы членов (прежде всего Китая и России) противоположны: Россия является поставщиком энергоресурсов, Китай – потребителем, и при этом оба конкурируют за ресурсы других стран Центральной Азии. Более того, сотрудничество между двумя “союзниками” значительно уступает сотрудничеству между Китаем и Западом: по китайским данным, в 2006 г. товарооборот составил $33,4 млрд, по российским – $28,6 млрд. Для сравнения: товарооборот Китая и США в 2006 г. составил более $260 млрд, Китая и ЕС – более $270 млрд. В 2006 г. Китай занимал 4-е место в списке торговых партнеров России, а Россия была лишь 10-м торговым партнером Китая.

И вряд ли в ближайшее время “торговая война” с США повлияет на американо-китайский товарооборот, так же как “военная дружба” с Россией – на российско-китайский.