Председатель

Председатель Федеральной резервной системы США Бен Бернанке имеет шанс стать не менее влиятельным руководителем главного центробанка мира, чем Алан Гринспэн, – если откажется от его наследия.

За 18 лет пребывания Гринспэна у руля денежной власти инвесторы привыкли к тому, что он спасет их, если они окажутся на краю пропасти. По закону денежная политика ФРС направлена на сдерживание инфляции и поддержание экономического роста. Однако Гринспэн приходил на помощь и фондовому рынку, даже если события на нем не грозили ни экономическим спадом, ни всплеском инфляции. Он снижал ставки после черного понедельника 19 октября 1987 г., когда индекс Dow Jones рухнул почти на 23%, после кризиса в России в 1998 г., когда на фондовом рынке лопнул интернет-пузырь, и в сентябре 2001 г., когда вслед за башнями Всемирного торгового центра рухнули цены акций. Даже начав повышать ставки с 1% в 2004 г., он так формулировал тексты собственных выступлений и заявлений ФРС, чтобы инвесторы знали: все будет нормально.

Того же инвесторы ждут сегодня от Бернанке. Еще в июне они считали, что ФРС до конца года сохранит основную ставку федерального финансирования, по которой банки кредитуют друг друга и от которой рассчитывается стоимость кредитов в экономике, на уровне 5,25% до конца года. Но кризис на ипотечном и кредитном рынках, вылившийся в кризис ликвидности, заставил их ожидать снижения уже на заседании в сентябре, а то и раньше – чуть ли не сейчас (несмотря на сохраняющиеся инфляционные риски).

Бернанке поступил по-другому. Он реанимировал учетную ставку, о которой мало кто помнил (см. статью на стр. А1). О ее изменении ФРС традиционно сообщает в последнем предложении заявления по результатам заседания, на котором принимается решение об изменении ставки федерального финансирования. Бернанке дал понять рынку, что готов помочь только тому финансовому институту, который действительно оказался в тяжелом положении и не может найти денег на рынке, – но никак не инвестфондам, которые использовали дешевые заемные средства, чтобы делать гигантские ставки на высокорискованные инструменты. “Процентные ставки не являются инструментом по защите неблагоразумных кредиторов от последствий, вызванных их неблагоразумными действиями”, – говорится в недавнем докладе председателя Банка Англии Мервина Кинга. Процесс осознания того, что Бернанке может придерживаться схожей позиции, может оказаться болезненным для инвесторов. Но он будет полезен для рынков, заставив его участников думать, прежде чем брать на себя неоправданные риски.