Статья опубликована в № 1929 от 21.08.2007 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Дело техники

От редакции: Дело техники

Опыт использования правоохранительными органами технических средств противоречив. Милиционеры то не могут догнать на “Жигулях” угонщиков иномарки, то пресекают незаконные рубки леса с помощью вертолетного десанта. Между тем грамотное использование вполне доступных средств повысило бы не только эффективность работы, но и контроль за оправданностью применения силовиками экстренных мер, создающих опасность для мирных граждан.

Вот прекрасный пример: сотрудники красноярского СОБРа захватили группу незаконных порубщиков леса и их технику. Чтобы не дать уйти лесным хищникам, милиционеры буквально спустились с небес на землю: они десантировались с вертолетов по веревочным лестницам. Просто и эффективно – а ведь проблема незаконных рубок обсуждается давно, считается привычной и труднорешаемой.

Вертолеты, легкие самолеты и беспилотные аппараты, оснащенные современными приборами для наблюдения, как показывает опыт многих стран, – эффективный инструмент в борьбе с правонарушениями и преступлениями на дорогах и улицах. Авиапарк МВД пока небогат: на начало 2007 г. он состоял из 30 воздушных судов, планировалось закупить еще четыре винтокрылые машины. Известно, что администрация Пермского края планирует закупить в 2008–2010 гг. для милиции три вертолета и аэростат. По данным МВД, в 2006 г. с помощью вертолетов были раскрыты 78 преступлений, найдены 54 автомобиля, пресечены 257 “попыток хищения биоресурсов” и задержаны 54 преступника.

Вертолет не помешал бы и сотрудникам новгородской ГИБДД, которые не смогли неделю назад на трассе Петербург – Москва догнать преступников, сменивших две иномарки. Милиционеры потом жаловались, что гнаться пришлось на “Жигулях”. В ГИБДД Москвы, Петербурга, многих других регионов есть иномарки с форсированными двигателями. Но почему-то их не оказалось в подразделениях ГИБДД Ленинградской и Новгородской областей, обслуживавших скоростную трассу.

Зато новая Mitsubishi оказалась в прошлом году в распоряжении пьяных сотрудников екатеринбургской ГИБДД, которые стали виновниками ДТП, повредив шесть машин (о проблеме ДТП с участием машин МВД писал в “Ведомостях” от 17.08.2007 председатель организации автомобилистов “Свобода выбора” Вячеслав Лысаков). Оперативно-служебная необходимость опасных маневров, которые позволяют себе машины МВД, далеко не всегда очевидна, а проверить ее сложно.

Между тем именно на милиционерах проще всего опробовать новации Минэкономразвития в русле борьбы с коррупцией: напомним, что ведомство предложило платить чиновникам на наиболее подверженных коррупции должностях большую зарплату, зато и следить за их образом жизни и контактами. В случае с милицией понадобится всего лишь оборудовать машины автоматическими видеокамерами, а отснятые материалы должна просматривать служба внутренней безопасности. Технически несложно сделать так, чтобы попытки “редактуры” отснятого были невозможны. В результате можно рассчитывать не только на рост эффективности патрулей, но и на экономию бензина.

Кстати, группе московских милиционеров не пришлось бы писать открытое письмо уполномоченному по правам человека в РФ Владимиру Лукину, прокурору Москвы Юрию Семину и председателю Мосгорсуда Ольге Егоровой с просьбой обратить внимание на доказательства невиновности их коллег в деле об избиении родственников призывника Зуева (в суде ведется спор о законности требований и поведения милиционеров в ходе рейда), если бы велась съемка событий. Закон не предусматривает такого – может быть, и зря. Оснащение сотрудников правоохранительных органов и помещений отделений милиции видеокамерами помогло бы зафиксировать случаи произвола правоохранителей и, наоборот, сопротивления их законным требованиям.

Деньги на технику у милиции есть. Расходы на вооружение и техническое оснащение милиции и внутренних войск непрерывно растут: 17,5 млрд руб. – в 2005 г., 20 млрд руб. – в 2006 г., кроме того, по поручению президента за эти годы МВД дополнительно выделили 3,5 млрд руб., на которые были приобретены 6000 автомобилей.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать