Статья опубликована в № 1929 от 21.08.2007 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Небо с овчинку

От редакции: Небо с овчинку

Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Росавиация предсказывает очередной рост стоимости авиаперелетов. Руководитель ведомства Евгений Бачурин заявил, что если не будет решена проблема обновления авиапарка, то уже в следующем году стоимость авиабилетов может вырасти на 20–40%, а объем пассажирских перевозок в пиковый сезон сократится. Летать становится и опасно, и дорого.

Средний возраст магистральных самолетов российских авиакомпаний составляет 18 лет, региональных – 30. По расчетам правительства, для обновления авиапарка необходимо ежегодно закупать около 100 новых машин. При этом, по оценкам Минтранса, из 170 российских авиакомпаний лишь первая десятка способна справиться с обновлением своего авиапарка.

Речь идет об иностранных машинах – отечественный авиапром сейчас не в состоянии обеспечить нужные объемы. В то же время ради будущего отечественного самолетостроения правительство придерживается протекционистской политики и усложняет закупку иностранных самолетов. Импортная пошлина на новые гражданские самолеты составляет 20%, что при и без того огромной их стоимости делает задачу обновления авиапарка для большинства авиакомпаний нереализуемой. Отменить импортные пошлины после авиакатастрофы в Иркутске прошлым летом предложил министр транспорта Игорь Левитин, то же самое предлагает сейчас и руководитель Росавиации, эту идею поддерживают эксперты и представители авиакомпаний. Но воз и ныне там, и едва ли что-то изменится в ближайшее время – в рамках переговоров по вступлению в ВТО Россия уже договорилась о сохранении пошлины.

Сейчас планируется, что в течение семи лет после вступления в ВТО пошлина будет снижена с 20% до 7,5–12,5%. Отказ от импортной пошлины сегодня значительно снизил бы затраты авиакомпаний и облегчил задачу обновления парка, что повлияло бы и на себестоимость, и на безопасность полета. Что интересно, при нежелании снижать пошлину на импорт гражданских самолетов правительство уже пошло на ее снижение для бизнес-авиации – на прошлой неделе опубликована поправка к Таможенному кодексу, согласно которой пошлина для самолетов грузоподъемностью до 20 т с количеством посадочных мест не более 19 человек снижена с 20% до 10%.

Помимо снижения импортной пошлины существуют и другие пути решения проблемы, например допуск на внутренний российский рынок иностранных перевозчиков. Их приход способствовал бы обновлению авиапарка, исчезновению дефицита и за счет конкуренции даже снижению стоимости полетов. Правда, российским авиакомпаниям пришлось бы непросто. Аналитик Deutsche Bank Елена Сахнова считает, что можно и проблему решить, и свой авиапром поддержать, и отечественные компании сохранить: для этого правительство должно снижать пошлины, а авиакомпании – консолидироваться. Если из 170 российских компаний останется порядка пяти, то они смогут потянуть закупку иностранных самолетов. Цены на билеты при этом не вырастут: на внутреннем рынке у российских компаний есть естественный конкурент в виде железнодорожных перевозок, а на внешнем – иностранные авиакомпании.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more