От редакции: Небо с овчинку

Росавиация предсказывает очередной рост стоимости авиаперелетов. Руководитель ведомства Евгений Бачурин заявил, что если не будет решена проблема обновления авиапарка, то уже в следующем году стоимость авиабилетов может вырасти на 20–40%, а объем пассажирских перевозок в пиковый сезон сократится. Летать становится и опасно, и дорого.

Средний возраст магистральных самолетов российских авиакомпаний составляет 18 лет, региональных – 30. По расчетам правительства, для обновления авиапарка необходимо ежегодно закупать около 100 новых машин. При этом, по оценкам Минтранса, из 170 российских авиакомпаний лишь первая десятка способна справиться с обновлением своего авиапарка.

Речь идет об иностранных машинах – отечественный авиапром сейчас не в состоянии обеспечить нужные объемы. В то же время ради будущего отечественного самолетостроения правительство придерживается протекционистской политики и усложняет закупку иностранных самолетов. Импортная пошлина на новые гражданские самолеты составляет 20%, что при и без того огромной их стоимости делает задачу обновления авиапарка для большинства авиакомпаний нереализуемой. Отменить импортные пошлины после авиакатастрофы в Иркутске прошлым летом предложил министр транспорта Игорь Левитин, то же самое предлагает сейчас и руководитель Росавиации, эту идею поддерживают эксперты и представители авиакомпаний. Но воз и ныне там, и едва ли что-то изменится в ближайшее время – в рамках переговоров по вступлению в ВТО Россия уже договорилась о сохранении пошлины.

Сейчас планируется, что в течение семи лет после вступления в ВТО пошлина будет снижена с 20% до 7,5–12,5%. Отказ от импортной пошлины сегодня значительно снизил бы затраты авиакомпаний и облегчил задачу обновления парка, что повлияло бы и на себестоимость, и на безопасность полета. Что интересно, при нежелании снижать пошлину на импорт гражданских самолетов правительство уже пошло на ее снижение для бизнес-авиации – на прошлой неделе опубликована поправка к Таможенному кодексу, согласно которой пошлина для самолетов грузоподъемностью до 20 т с количеством посадочных мест не более 19 человек снижена с 20% до 10%.

Помимо снижения импортной пошлины существуют и другие пути решения проблемы, например допуск на внутренний российский рынок иностранных перевозчиков. Их приход способствовал бы обновлению авиапарка, исчезновению дефицита и за счет конкуренции даже снижению стоимости полетов. Правда, российским авиакомпаниям пришлось бы непросто. Аналитик Deutsche Bank Елена Сахнова считает, что можно и проблему решить, и свой авиапром поддержать, и отечественные компании сохранить: для этого правительство должно снижать пошлины, а авиакомпании – консолидироваться. Если из 170 российских компаний останется порядка пяти, то они смогут потянуть закупку иностранных самолетов. Цены на билеты при этом не вырастут: на внутреннем рынке у российских компаний есть естественный конкурент в виде железнодорожных перевозок, а на внешнем – иностранные авиакомпании.