Статья опубликована в № 1930 от 22.08.2007 под заголовком: ОТ РЕДАКЦИИ: Доктор ДЛО

От редакции: Доктор ДЛО

У наступления государства на бизнес появился новый мотив – мотив эффективности. Расследование коррупции в Фонде обязательного медицинского страхования привело прокуроров на рынок ДЛО. Генпрокурор Юрий Чайка утверждал, что закупочные цены на лекарства в рамках программы завышались. На прошлой неделе был арестован по обвинению в даче взятки директор крупнейшего дистрибутора лекарств – ЗАО “Центр внедрения “Протек” Виталий Смердов. И вот посыпались предложения о создании госкорпорации. Мотив очевиден: система с участием частного бизнеса привела к сбоям, завышению цен на лекарства, нецелевой трате бюджетных средств и коррупции, значит, надо заменить ее на полностью государственную.

В чиновничьем видении госкорпорации должны показать рынку пример эффективности – они будут эффективнее расходовать бюджетные средства и оказывать населению услуги более высокого качества, чем частники.

Олимпийская госкорпорация, которая обеспечит подготовку к Играм в Сочи в 2014 г., создается во исполнение призыва Владимира Путина не разворовать государственные деньги. Проблемы программы дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) льготников привели к появлению нескольких концепций создания госкорпорации в этой сфере. Здесь логика разработчиков наиболее показательна.

Будучи создана, такая госкорпорация станет уже седьмой в России. Особенности этой организационной формы (это не корпорация, а государственная НКО с капиталом, формируемым государством, с правами и обязанностями, описываемыми в специальном “именном” законе) в высокой степени закрытости бизнеса и низкой степени подотчетности менеджмента. Таким образом, российские чиновники взялись доказать, что сочетание государственной собственности и непрозрачности является рецептом эффективности. Крайне трудная, но интересная задача.

Экспансию госкорпораций на крупные рынки, впрочем, не все объясняют только стремлением к эффективности. Некоторые объясняют экспансию стремлением контролировать денежные потоки. В случае с дополнительным лекарственным обеспечением это очень серьезные потоки.

В 2006 г. государство выделило на программу ДЛО 34 млрд руб., а реальная стоимость отпущенных льготникам препаратов превысила бюджет программы почти вдвое (примерно до 67 млрд руб.). Продажи лекарств в России только в I квартале 2007 г. оцениваются в $2 млрд, в том числе по программе ДЛО – в $350 млн.

Желанием контролировать денежные потоки фирмы “Софэкс” объясняет ее финансовый директор Яна Яковлева преследования со стороны Госнаркоконтроля (Яковлева и ее партнер Алексей Процкий отсидели по семь месяцев в СИЗО по обвинению в незаконном обороте сильнодействующих и ядовитых веществ организованной группой; подробнее об этом см., например, статью Яковлевой в номере от 16.08.2007).

“Дело химиков” на самом деле гораздо ближе к “делу фармацевтов” и моде на госкорпорации, чем кажется на первый взгляд. В комментариях к статье Яковлевой многие читатели признавали беспомощность своего бизнеса перед государственной машиной. Защита несправедливо обвиняемого бизнесмена становится все более трудным делом. Хуже того, защита позиций бизнес-сообщества и даже самого принципа эффективности рынка требует все большей энергии.

Государство – тот же игрок со своими интересами, связь которых с интересами общества не прямая. И для того чтобы государство и остальные игроки – бизнес, гражданское общество, частные лица – продуктивно взаимодействовали, необходима система работающих институтов. Но действенные институты рыночного капитализма так и не сложились. Произошло это во многом потому, что значительная часть бизнеса принимала предложения чиновников “о сотрудничестве” и включилась в порочный круг коррупции. Ты платишь системе, чтобы она давала тебе зарабатывать, но на щедром пайке система разрастается настолько, что выбрасывает тебя за ненадобностью.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать