От редакции: Пусть учатся

Эффективность реализации нацпроекта “Образование” волнует не только чиновников. Создание современных школ в глубинке и поощрение инициативных педагогов и лучших студентов затрагивает миллионы россиян. Для них качественное образование детей – второй по важности жизненный приоритет. Модернизация высшей и средней школы дает им надежду, что дипломы российских выпускников будут востребованы не только на отечественном, но и на международном рынке труда. Накануне начала нового учебного года чиновники обсудили ход реализации нацпроекта, который, пожалуй, можно считать наиболее успешным из четырех.

По словам министра образования Андрея Фурсенко, нацпроект “получил моральное одобрение образовательного сообщества”. Обществом он тоже воспринимается позитивно – в его успешную реализацию, по данным “Левада-центра”, верили 47% опрошенных (не верили – 39%). Отношение к остальным нацпроектам более скептическое. Но когда на реализацию проекта планируется потратить большие деньги из казны – 78,2 млрд руб. в 2006–2007 гг., из них 48,9 млрд руб. в нынешнем году, – необходимы не только субъективные оценки общества, но и качественные показатели эффективности расходования средств. Успехи есть: к интернету подключены 33 319 отечественных школ (включая 19 128 сельских школ) – почти 57% от их общего числа, закуплены 3500 автобусов, которые будут доставлять школьников из отдаленных деревень в современные школы в муниципальных центрах. Очень важно, что деньги на поддержку передовых школ и лучших учителей – а это 7,5 млрд руб. – распределялись не равномерным тонким слоем, а на конкурсе региональных программ развития образования, которые оценивали независимые эксперты. Деньги получил 21 регион. Для того чтобы правильно использовать эти средства, края, республики и области должны были реформировать свое законодательство об образовании – определить порядок начисления надбавок для лучших педагогов и поощрения передовых школ за применение инновационных методов обучения.

Что получилось? В Краснодарском крае, Тамбовской области, Чувашии и Подмосковье учителя и школы уже ощутили преимущество новых методов. Но эффективные менеджеры нашлись не везде. Закупленную для Дальневосточного университета на деньги нацпроекта исследовательскую аппаратуру оказалось негде разместить. В восьми регионах-победителях до сих пор не введен подушевой принцип финансирования школ, в пяти – не узаконен переход на новую систему оплаты труда учителей. Но большая часть средств на равномерное повышение зарплат и ремонт школ уже освоена. Наконец, повсеместное введение единого госэкзамена, который должен был позволить умникам и умницам из провинции учиться в лучших столичных вузах, сопровождалось рядом скандалов, подорвавших доверие к ЕГЭ.

Региональная бюрократия, привыкшая латать дыры и делить деньги, оказалась не готова к перспективному планированию, честным конкурсам и контролю. Но от идеи конкуренции за госсредства ни в коем случае нельзя отказываться. Проект не зря называется “Образование” – пусть чиновники учатся.