От редакции: Продукт перегонки

ЕГАИС – настоящая метафора государственного продукта. На его производство требуется много времени и денег, а результат никогда не бывает окончательным. Кто отвечает за производство и качество, непонятно, но потребление является добровольно-принудительным. А ведь главный государственный продукт, который мы потребляем сейчас, – это управление.

Федеральная налоговая служба (ФНС) отстранила ФГУП “НТЦ “Атлас” от участия в конкурсе на разработку программного обеспечения для Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) учета алкогольной продукции (см. статью на стр. Б5). Таким образом, заказ достался второму участнику – ФГУП “ГНИВЦ”, структуре ФНС.

“Атлас”, бывшая структура ФСБ, а ныне – Роспрома, разрабатывала ЕГАИС полтора года. Полтора года рынок пытался приспособиться к системе. В прошлом году переносился срок выдачи новых акцизных марок (в январе), а также срок начала работы ЕГАИС (в июле). Введение в действие модулей ЕГАИС сопровождалось огромным количеством накладок, в результате систему запустили в полуавтоматическом режиме – информацию ФНС принимает в бумажном варианте. В этом году срок ввода ЕГАИС в автоматическом режиме был перенесен с февраля на ноябрь. Он тоже не будет выдержан: счетчики спирта установлены не на всех заводах, а программное обеспечение не готово. Предполагается, что новым сроком будет 1 июня 2008 г.

В прошлом году рынок потерял 13% в объемном выражении ($1 млрд). Осенью по итогам внедрения ЕГАИС три замминистра (экономического развития, финансов и сельского хозяйства) получили выговоры.

Может быть, правительству понадобилось полтора года, чтобы понять, что “Атлас” плохо справляется с задачей, а рынок трясет? Или правительству понадобилось полтора года, чтобы осознать, что “Атлас” получил заказ без конкурса и хорошо бы конкурс провести?

Почему “Атлас” не победил и вообще не был допущен к конкурсу ФНС? Кроме формальных объяснений (неправильно оформленная заявка или способ оценки предыдущей работы) сразу приходит на ум неформальное, но очень правдоподобное.

Весной ответственной за ЕГАИС была назначена ФНС (в прошлом году установить ответственного государству не удалось). Логично, что ФНС, как ответственная, захотела полностью контролировать процесс. Поэтому в конкурсе победил подведомственный ей ФГУП.

На рынке между тем царит настроение неопределенности. С одной стороны, действительно, ФНС – служба, которая наиболее близко знает ситуацию на рынке, и внедрение ЕГАИС было ее головной болью даже до официального наделения ответственностью. Например, именно налоговики предложили в момент самых больших проблем с системой запустить ее в ручном режиме. С другой – участники рынка опасаются, что смена разработчика приведет к удлинению сроков и увеличению стоимости системы.

На доработку ЕГАИС из бюджета в 2007 г. выделяется 420 млн руб. Гораздо дороже внедрение системы обходится участникам рынка. За установку модулей ЕГАИС и обучение сотрудников ЛВЗ в среднем заплатил в прошлом году 1,5–2 млн руб., еще 40 000–60 000 руб. – ежемесячно за обслуживание. Оптовики платят столько же за обслуживание, за установку – около 100 000 руб. (если у оптовика филиалы – то же в филиалах).

Отечественные счетчики стоят 200 000–400 000 руб. Зарубежные дороже. Производителю необходимо установить от двух до шести счетчиков на завод. На 1 сентября 2006 г. в России было 590 производителей алкогольных напитков и спирта.

Несмотря на все это, отрасль работает. То есть налоги, обязательная покупка ЕГАИС, весьма вероятные взятки не катастрофичны для нее. К сожалению, в абсурдной чиновничьей логике это значит, что можно доить и дальше.

Так же и мы все. Несмотря на колоссальное недоверие к чиновникам, россияне терпеливо потребляют (или по возможности игнорируют) продукт их деятельности – бездарное управление.