От редакции: Желаемая действительность

Вчерашний юбилей академика Татьяны Заславской отмечен российским и международным научным сообществом, поздравил ее и президент Владимир Путин. Заславская представляет собой крайне редкое в сегодняшней России явление – она человек, обладающий подлинным (не искусственным, не накрученным мастерами пиара) авторитетом и в научной среде, и в обществе.

Триумф Татьяны Заславской и созданной ею научной школы связан с эпохой перестройки. Проработав многие годы в новосибирском Академгородке, она в 1988 г. вернулась в Москву, где вместе с Борисом Грушиным основала Всесоюзный центр изучения общественного мнения. Она были избрана депутатом горбачевского Верховного Совета.

С появлением свободных выборов и независимых средств массовой информации опросы общественного мнения стали новым публичным каналом выяснения отношения общества к власти и ее мероприятиям. Они стали активно использоваться и в политических целях – с целью повлиять и даже создать это мнение. Это характерно не только для России – рейтинги популярности политиков, партий, тех или иных мероприятий власти – составная часть политической жизни многих развитых стран. Но в странах, где существует конкурентный рынок информации, специалисты понимают, что ценой ангажированного исследования может стать потеря места на рынке. Однако социологические исследования – это все-таки вспомогательный канал взаимодействия между властью и обществом.

В последние годы роль социологических исследований в России изменилась. Часть аналитиков, отвечая на заказ, с помощью «тонкой настройки» вопросов и выборок рисуют нужную картину действительности. Другая часть из аналитиков давно превратилась в пропагандистов. Налицо заколдованный круг, когда манипуляторы общественным мнением и составители опросов поочередно подпитывают виртуальную картину мира, которая создается главным образом федеральными телеканалами. Вместо роли участника событий, вместо человека, обладающего голосом, гражданам предлагается (и ими охотно принимается) роль довольного телезрителя.

Это комфортная позиция для обеих сторон. Политиков она, по сути, освобождает от ответственности за принимаемые решения, а гражданам дает возможность отмахиваться от любых серьезных тем.

«Роль «не полностью принадлежащих», как бы отсутствующих, нечто вроде алиби – едва ли не преобладающая форма социальности в нынешней России», – пишет социолог и культуролог Борис Дубин. Напомним, 87% опрошенных граждан не верят в свою способность влиять на политическую жизнь страны. Предполагают такую возможность лишь 10% (данные «Левада-центра»).

А вот как формулирует свое отношение к положению общества Татьяна Заславская. «Все имитируется. Россия – страна имитации. Имитация Думы, имитация демократии, имитация науки, имитация бурной деятельности», – говорила она в прошлом году в интервью газете «Большой Новосибирск».

К ее словам стоит прислушаться. Заславская из поколения шестидесятников, в советское время не была диссидентом в традиционном смысле слова, но никогда не боялась высказывать своего мнения. Подготовленный ею в 1983 г. доклад «О совершенствовании социалистических производственных отношений и задачах экономической социологии» констатировал: «Действующая система производственных отношений существенно отстает от уровня развития производительных сил <...> она все более превращается в тормоз их поступательного движения». В переводе на общедоступный язык это означало, что без реформы политической системы страна обречена на экономическое отставание. Такие вещи в то время нельзя было говорить вслух. Поэтому доклад засекретили, однако он стал известен на Западе, где его назвали «Новосибирским манифестом», после чего КГБ изъял доклад и подготовительные материалы.