От редакции: Центр лоббизма

В 2003 г., после того, как Дума оказалась под фактическим контролем партии власти, центр лоббизма сместился в правительство. В 2007 г. можно говорить об очередном смещении. Правительство становится малоинтересным на фоне создания мощных госкорпораций. Смена Михаила Фрадкова на Виктора Зубкова только закрепляет эту тенденцию.

За четыре года работы нынешнего созыва Госдумы сложилась довольно четкая практика плодотворного сотрудничества депутатов и правительства. Выражалась она главным образом в том, что большинство значимых законов были проштампованы Думой после разработки или обязательной визы правительства (или отраслевых министерств). Так получилось не только благодаря большинству «Единой России». Постепенно правительство получило и институциональные возможности контролировать принятие самых важных законов, прежде всего касающихся бюджета и госсобственности. Например, возможности депутатов корректировать бюджет сильно ограничены Бюджетным кодексом.

В этих условиях ценность конкретных постов и полномочий в правительстве только росла. Хотя и это (ныне отставленное) правительство испытывало большое давление со стороны президента и его администрации, действовало в рамках регулярно формулируемых президентом задач, в первую очередь реализовывало инициативы, имеющие визу президента. Кремлевский лоббизм оставался и останется выше уровнем. Тем не менее в правительстве оставался большой лоббистский потенциал, связанный со множеством разрешительных, контрольных и распределительных функций.

В этом году корабль дал течь. Одна за другой стали возникать госкорпорации – предприятия уникальной юридической формы, в собственность которых стало передаваться государственное имущество и деньги. При этом правительство теряло контроль и над имуществом, и над управлением. Госкорпорации подотчетны президенту.

Президент вдруг понял (или его убедили, или ему надоели промахи правительства), что, если надо решить какую-то важную масштабную задачу, без госкорпорации не обойтись. Собственно продвижение этой юридической формы в Кремле является главным и самым финансово весомым лоббистским достижением 2007 г.

Банк развития, «Роснанотех», Фонд реформы ЖКХ, олимпийская госкорпорация (см. статью на стр. А3) в сумме уже «весят» больше 800 млрд руб.

Известны планы создания корпораций на базе «Рособоронэкспорта» и «Росатома», предложения создать госкорпорации по лекарственному обеспечению, развитию автодорог. Федеральные расходы в рамках госкорпораций скоро будут измеряться в триллионах – как и сам бюджет (расходы – 5,46 трлн в 2007 г.). Желающих осваивать деньги таким образом становится все больше. Но надо понимать, что госкорпоративный лоббизм – филиал лоббизма кремлевского со всеми вытекающими сложностями.

Одним из мотивов массового перехода на новую форму хозяйствования была неэффективность работы правительства: Владимир Путин неоднократно критиковал правительство, а по поводу подготовки Олимпиады в Сочи публично опасался, что деньги будут разворованы. С критики предыдущего правительства начал и предложенный президентом в премьеры Виктор Зубков. Он уже говорил и о неэффективной структуре, и о замене наиболее одиозных министров.

Но увольнение «одиозных» также будет политическим шагом, который не должен нарушить работу правительства – перед выборами это было бы недальновидно. Виктор Зубков не будет перетряхивать правительство, но, очевидно, как контролер со стажем, введет более жесткие правила работы и, как оперативно уполномоченный президентом, будет скор на оргвыводы. Дело, впрочем, не в личности премьера, а в поставленной ему задаче: правительство должно быть мобилизовано на выборы, и тут не до либеральных реформ и не до лоббизма. Лоббизм возможен, но только под выборы и со стороны уполномоченных людей.