Наше «мы»: Между законом и правителем

Скоро станет ясно, как россияне истолковали сигналы, посланные им в последние дни по поводу 2008 г.: либо операция «преемник» началась, либо «предстоят настоящие выборы». Ну а пока можно посмотреть, каково было отношение к этим вариантам накануне новых президентских инициатив. Российская публика давно мучается выбором: что выше – правитель или закон. Вот какими были реакции в августе 2007 г. на вопрос о том, как следует поступить Владимиру Путину. Предлагались три варианта ответа. Первый: «Добиться изменения Конституции и остаться на посту президента». В электоратах ЕР, СР и ЛДПР за это около 20%, а в электоратах «Яблока» и КПРФ и среди тех, кто уже сегодня решил не идти на эти выборы, втрое меньше. В среднем 14%. Второй вариант ответа: «Назначить» себе преемника, как это сделал Ельцин». За этот путь около 20%, больше всех в электорате ЕР, меньше всех – среди яблочников. Третий вариант: «Обеспечить в 2008 г. честные президентские выборы, не оказывая давления на их результаты». Скажем сразу: за такой путь стоит абсолютное большинство российских избирателей – 56%. В электоратах СР и ЛДПР за это выступает более половины, среди избирателей КПРФ – три четверти, среди сторонников «Яблока» – пять шестых. Среди сторонников ЕР – меньше всех (47%).

Таковы были пожелания, мысленно направляемые президенту. Чего же ждали от него? Об этом следующий вопрос: «А как, по вашему мнению, Путин поступит в этой ситуации?» Возможности ответов давались те же самые.

Вариант с изменением Конституции избиратели находят слишком сложным, поэтому ожидающих его реализации вдвое меньше, чем предлагавших (6%). В то, что Путин пойдет путем «честных выборов», верило большинство, но на этот раз относительное – 38%. По данным опроса получалось, что чем сильнее люди душой склоняются к «честному пути», тем меньше они на него надеются. В самом деле: среди сторонников «Яблока» и КПРФ такую надежду сохраняли меньше половины от тех, кто сам выступал за «честные выборы». Лишь в рядах избирателей ЕР, как выяснилось, господствовал реалистический взгляд на президента: отрыв чаяний от трезвых прогнозов всего 4 пункта.

А чего ждали скептики, те, кто не верил, что пройдет вариант «честных выборов»? В целом 32% россиян полагали, что будет избран ельцинский ход с «преемником». Поэтому те, кто вообще не пойдет голосовать, чаще (33–38%) ожидали, что им предложат «преемника». И напротив, решившие, что пойдут на выборы, в большинстве своем (41–43%) верили, что президент изберет честный путь. Наконец, наиболее многочисленная категория – те, кто не решил, идти или не идти на выборы, – мучилась дилеммой: выберет ли президент путь, который они считают честным (36%), или предпочтет способ, который избрал его предшественник (37%)? Интересно, что они решат теперь.