Правила игры: Плохо? Объясните почему

Тех, кто видит в частном предпринимательстве и индивидуальной инициативе основную движущую силу экономического развития, съезд Союза правых сил, состоявшийся в минувшую пятницу, должен был и обрадовать, и разочаровать. Хорошие новости состоят в том, что на декабрьских выборах будет возможность проголосовать за «правые ценности» – свободный рынок, контрактную армию, открытую внешнюю политику.

Плохие новости состоят в том, что, отыскивая электоральную нишу, партия заняла позицию, обращенную назад, а не вперед. Даже в лозунге «Достройка России», под которым выступает СПС, сквозит желание еще раз объяснить, как полезны были реформы 90-х. При этом мысль о том, что реформы 90-х были следствием, а не причиной экономической катастрофы, отодвигается на задний план – возможно, для того, чтобы подчеркнуть заслуги основателей СПС в строительстве российского капитализма. Если бы вопрос об отношении к прошлым реформам был ключевым вопросом выборов 2007 г., то в интеллектуальном и в электоральном – для СПС – смысле это было бы неплохо. При том что большинство ругало бы «реформаторов», здравая позиция получила бы значительную поддержку. Однако вопрос о прошлых реформах на этих выборах ключевым не является. Ключевым является вопрос об отношении к курсу Путина. Суммировав высказывания правых, можно заключить, что свою позицию они формулируют так: Путин фактически противопоставляет себя курсу Ельцина 1992 г. и СПС поддерживает курс 1992 г. При этом только специалист поймет, что из этих двух положений выводится положение: СПС против курса Путина. Неспециалисту – а большинство избирателей именно таковы – это нужно объяснять.

Отчасти СПС это делает, твердо оппонируя сворачиванию демократии и национализации промышленности – двум основным составляющим курса последних лет. Однако и здесь больше храбрости, чем подробностей. Легко говорить о том, что нынешний курс плох; гораздо труднее объяснить почему. Объяснить это тем более трудно, что именно политическая экспроприация олигархов и губернаторов представляется большинству основной причиной нынешних успехов. В тени находятся не только реформы и уроки 90-х, но даже и сверхуспешная макроэкономическая политика последних лет – заслуга Алексея Кудрина и Сергея Игнатьева. Впрочем, латиноамериканский опыт подсказывает, что бывшие министры финансов и председатели центробанков имеют немалый политический потенциал. Но это, скорее, для следующих выборов.

Возможно, СПС может рассчитывать на помощь внешних событий. Трагедия в Беслане сделала тему национальной безопасности (сильное место президента Буша) центральным предвыборным вопросом в США в 2004 г. В нашей ситуации внешней силой может выступить возможный банковский кризис: он мог бы сделать вопрос об экономической неустойчивости путинской модели центральным вопросом выборов.