От редакции: Ценные указания

Две противоположные проблемы – кризис ликвидности в банковской системе и рост инфляции – будут решаться правительством методами разного происхождения. Ликвидность поднимут смягчением бюджетно-финансовой политики. А на инфляцию попытаются повлиять административными методами.

Глава Центробанка Сергей Игнатьев признал, что только за первую неделю октября цены выросли на 0,5%. В сентябре инфляция составила 0,8%, и это уже выходило за рамки всех прогнозов. Министр экономического развития Эльвира Набиуллина пообещала, что инфляция будет «больше, чем в прошлом году» (в прошлом году было 9%, прогноз на этот год равнялся 8%). В понедельник на недопустимую ситуацию с ростом цен на продукты правительству указал президент, правительство начало с мер тарифного регулирования (повышение экспортных пошлин на пшеницу и ячмень и снижение импортных – на молоко и молочные продукты). Эксперты считают эти меры недостаточными. Снижение импортной пошлины на молоко с 15% до 5% при том, что от импорта молока рынок зависит на 25%, в идеале может снизить розничную цену на 2,5%. На самом же деле розничные цены в такой ситуации обычно демонстрируют устойчивость (пример: цены на хлеб после хлебных кризисов). Экспортные контракты на зерно уже в основном выполнены. Кроме того, министр сельского хозяйства Алексей Гордеев недавно рапортовал, что урожай превысил прогнозы – следовательно, в стране должно быть достаточно зерна.

Очевидно, понимая недостаточность тарифных мер, правительство поручило ФАС разобраться с региональным монополизмом в торговле. ФАС уже заявила об обнаружении такового в девяти регионах, о чем, в свою очередь, проинформировала Генпрокуратуру.

Но и президент не сидел сложа руки: его полпреды протранслировали губернаторам требование срочно стабилизировать цены. Губернаторы срочно провели совещания с производителями продуктов и сетевыми торговцами. В Пермском крае, например, обещают справиться к ноябрю – владельцы продуктовых сетей обязались снизить наценки и активизировать социальные программы, цены на 30 основных товаров зафиксированы. В Петербурге власти и продавцы пока не пришли к соглашению. В Москве Юрий Лужков просто пообещал пенсионерам компенсации за подорожание.

Надежда на губернаторов как на главных агентов по борьбе с инфляцией не лишена оснований: собственно экономические меры все равно дадут результат не сразу, а по крайней мере с полугодовым лагом.

Другое дело меры административные – они способны дать почти немедленный эффект. Долгосрочные последствия, конечно, могут оказаться неприятными, но сейчас не до них.

Тем более что борьба с инфляцией осложняется одновременной борьбой с кризисом ликвидности. Меры ЦБ – снижение норм обязательного резервирования – вкупе с ожидаемым в конце года ростом бюджетных расходов должны значительно облегчить ситуацию в банковской системе. Снижение нормативов ЦБ даст банкам 100 млрд руб. По расчетам, например, аналитиков Райффайзенбанка, бюджетный навес (отложенные на ноябрь – декабрь бюджетные расходы) составит в этом году как минимум 700 млрд руб., в 1,5 раза больше прошлогоднего. Правительство должно до конца года также профинансировать уставные капиталы госкорпораций – Банка развития, Фонда содействия реформированию ЖКХ, Роснанотеха, – а также инвестфонда и Российской венчурной компании. Это еще 640 млрд руб. В Минфине при этом разрабатывается положение о временном размещении свободных средств госкорпораций на депозитах в российских банках.

Инфляционное давление увеличится. Финансовые аналитики в один голос говорят, что для ЦБ единственной мерой борьбы с инфляцией, не влияющей на ликвидность, остается укрепление рубля. Если губернаторские запреты не окажут достаточного макроэкономического влияния, ЦБ придется на это пойти. При том что, по признанию тех же аналитиков, укрепление рубля в последнее время становится все менее и менее эффективной мерой борьбы с инфляцией.