От редакции: Реорганизовать Рабкрин

Организация системы контрольных и надзорных органов, которая надежно защищает потребителей от некачественных услуг и товаров, очищает рынок от недобросовестных игроков и при этом не создает излишних барьеров для бизнеса и питательных условий для коррупции, – философский камень регулирования.

В России он пока не найден. На вчерашнем совещании по вопросу совершенствования системы госконтроля чиновники высшего ранга спорили, где лучше его искать. Пока участники совещания – представители 36 ведомств, наделенных контрольными и надзорными функциями, – договорились начать в феврале 2008 г. работу над сводным планом контрольных мероприятий, который, по мнению чиновников, сократит число проверок.

Координация работы – звучит красиво, но что происходит в действительности? Принятые в последние годы законы сделали регулярные ревизии деятельности хозяйствующих субъектов более редкими. Однако, по мнению экспертов, работа чиновников в ходе этих проверок пока недостаточно формализована. Законы не всегда ограничивают длительность проверок и не регламентируют процедуру внеплановых проверок. Поэтому усмотрение исполнителей лишь нашло новые формы, а число проверок не уменьшилось, а, наоборот, увеличилось. По словам начальника Контрольного управления администрации президента РФ Александра Беглова, в 2006 г. только федеральные структуры провели более 10 млн проверок, значительная часть которых внеплановые.

В частности, Курчатовский институт за два месяца после определения его головным органом по проекту развития нанотехнологий проверили 13 контролирующих организаций. Жалуются и предприниматели. По данным совместного опроса ВЦИОМ и «Опоры России», предприятия 51% опрошенных бизнесменов проверяли от одного до трех раз в полугодие, 27% – от четырех до 10 раз, лишь 22% опрошенных не встречали «гостей». Среднее число проверок выросло в 2005–2006 гг. с пяти до шести. Шансы отбиться от претензий контролеров в суде большинство предпринимателей (56,5%) считают минимальными, 25,5% расценивают как 50:50 и лишь 8% называют значительными. Между тем закон об административном судопроизводстве, упрощающий обжалование злоупотреблений чиновников, завис в Госдуме, а его инициатора – первого зампреда Верховного суда Владимира Радченко «уходят» на пенсию.

Что же нужно, чтобы число проверок сократилось, а качество повысилось? Советский путь – создание новых органов с дополнительными полномочиями, аналога существовавших в 1920–1950-е гг. Рабоче-крестьянской инспекции (Рабкрин) и Наркомата госконтроля, который предложили генпрокурор Юрий Чайка и глава Счетной палаты Сергей Степашин, – вряд ли поможет. Против высказался вице-премьер Дмитрий Медведев. «Такое министерство вряд ли может быть успешным», – заявил он. Разумеется, для прекращения произвола нужны четкие административные регламенты всех проверок, превращающие контролера в робота, работающего по заданному алгоритму, и строгие меры наказания за их нарушение. Но этого все-таки недостаточно – проверять жалобы на несоблюдение регламента будут те же чиновники.

Нужно обоюдное движение. Государству следует создать такие правила игры, которые будет удобнее соблюдать, чем нарушать, а участникам рынка – принять собственные правила саморегулирования, которые помогут удалять недобросовестных игроков. Пока это не всегда удается. Исследование Высшей школы экономики в ряде российских регионов выявило обратную зависимость степени соблюдения нового трудового законодательства и темпов экономического развития. А по данным «Левада-центра», 54% опрошенных считают, что в России невозможно не нарушать закон, противоположной точки зрения придерживаются 36% (остальные не определились с ответом). Не случайно 61% опрошенных ВЦИОМ бизнесменов пока предпочитают решать проблемы на уровне личных контактов с представителями власти, заставляя контролеров искать новые поводы для встречи.