От редакции: Медленное согласие

Достижение странами ЕС согласия по Лиссабонскому договору (облегченный вариант общеевропейской конституции) показывает умение европейских политиков договариваться по самым сложным вопросам. Но этот выход из конституционного тупика пока не является входом в новое качество наднационального управления. Говорить о каких-то изменениях, существенных для отношений Россия – ЕС, тоже пока рано.

В пятницу на неформальном саммите в Лиссабоне главы 27 стран ЕС согласовали положения договора, который должен заменить общеевропейскую конституцию. Она была провалена в 2005 г. на референдумах во Франции и Нидерландах. Облегченную конституцию активно продвигала Германия, бывшая в первом полугодии 2007 г. председателем ЕС. И вот, уже в председательство Португалии, согласия удалось добиться. Правда, для этого пришлось пойти на уступки практически по всем претензиям недовольных стран. Италии добавили голос в Европарламенте, Болгарии разрешили писать evro вместо euro, по требованию Польши сохранили возможность для стран, оказавшихся при голосовании в меньшинстве, временно блокировать то или иное решение ЕС до достижения консенсуса.

Тем не менее положения договора, который, как ожидается, будет подписан 13 декабря, ратифицирован парламентами стран-участниц в 2008 г. и в 2009 г. вступит в силу, достаточно важны. Ротационное полугодовое председательство в совете ЕС упраздняется, вместо этого вводится пост президента ЕС, который будет избираться на 2,5 года. Верховный представитель по внешней политике получит дополнительные полномочия заместителя председателя Еврокомиссии. Фактически ЕС получает президента и министра иностранных дел, работающих «с отрывом от производства». Это плюс: за полгода национального председательства мало что удавалось сделать и в последнее время в ЕС даже перешли на составление программ сразу трех председательств. Кроме того, после нескольких волн расширения в ЕС входят страны с самым разным политическим весом и опытом и уровень председательства получается слишком разным.

Договором вводится принцип «двойного большинства», который вступит в силу с 2017 г. Решение будет считаться принятым, если за него проголосует 55% стран сообщества, в которых проживает как минимум 65% его населения. Впервые введена статья о процедуре выхода из состава ЕС.

Нормы договора направлены на усиление единообразия в политике ЕС. Впрочем, их для этого недостаточно.

Главной целью конституции ЕС был переход от договорной модели к федеративной – выход на новый качественный уровень развития ЕС. Не получилось. Принятие «облегченного варианта» было необходимо для того, чтобы выйти из переговорного тупика. Однако положения Лиссабонского договора уже не так радикальны и являются фактическим признанием того, что роль национальных государств остается первостепенной – делиться суверенитетом ради развития сообщества они пока не готовы. Это значит, что согласия по ключевым пунктам европейской и мировой повестки дня странам – членам ЕС будет достигать практически так же сложно, как раньше.

На отношения с Россией это если и повлияет, то не сейчас. Все-таки новый европейский договор, если все пойдет по плану, вступит в силу только в 2009 г. Предстоящий саммит Россия – ЕС в Португалии, скорее всего, будет гораздо более предсказуемым, чем два предыдущих в Хельсинки и Самаре. В Хельсинки планировалось начать переговоры о новом соглашении между Россией и ЕС – они были сорваны известным скандалом с польским мясом. От Самары почти никто ничего не ждал. Ну а в португальской Мафре уже точно состоится простой обмен мнениями, главные из которых – по вопросу энергетической безопасности – у сторон не изменились и вряд ли изменятся в ближайшее время.