Мнения
Бесплатный
Статья опубликована в № 1984 от 07.11.2007 под заголовком: От редакции: Конец фильма

От редакции: Конец фильма

Забастовка сценаристов Голливуда заставляет задуматься. Действительно, что же будет с кино, телесериалами и лично губернатором Калифорнии Шварценеггером, если сценарии кончатся? Среди разнообразнейших вариантов конца света, изображенных в голливудских фильмах, такого, пожалуй, еще не было.

Это только кажется, что тема несерьезная. Телесериалы, наряду с новостями, – основа телевидения и главный инструмент формирования мировоззрения зрителя. Значимость кино по-прежнему невероятно велика: производя около 10% мировой кинопродукции, Голливуд контролирует до 60% мирового экранного времени. Фабрика грез пропагандирует голливудскую картину мира на глобальном уровне. Продюсеры, возможно, и преуменьшают роль сценаристов, но политики знают им цену. Известен факт консультаций американского правительства с ведущими сценаристами Голливуда после 11 сентября 2001 г. в попытке смоделировать дальнейшие действия террористов. Нынешний конфликт между гильдией сценаристов (в нее входит 12 000 писателей) и союзом кино- и телепродюсеров пытались разрешить в том числе представители федеральных властей. Забастовка уже стала темой выступлений кандидатов в президенты от демократической партии Хиллари Клинтон и Барака Обамы: они призвали продюсеров вернуться за стол переговоров.

Сценаристы требуют увеличения отчислений от продаж DVD, а также введения отчислений от трансляции фильмов и шоу через новые медиа: интернет, мобильные телефоны, iPod. Продюсеры пока не соглашаются. Множатся апокалиптические прогнозы: ток-шоу пострадают первыми, сценариев телесериалов хватит только до Нового года, отрасль может понести миллиардные убытки (5,5 месяца локаута сценаристов в 1988 г. обернулись потерей $500 млн).

Драматурги обязались сдать свои черновики представителям профсоюза, не писать новых диалогов и не вносить изменения в готовые сценарии. Вот так выглядят действия профсоюза творческих работников в обычном трудовом конфликте времен развитого капитализма.

Заманчиво в этой ситуации сравнить сценаристов с хоккеистами: два года назад во время локаута в Национальной хоккейной лиге многие звезды приехали из-за океана в российский чемпионат и сделали его гораздо интереснее.

Не пригласить ли теперь на время забастовки сговорчивых сценаристов для работы над российскими шоу и фильмами?

Российский рынок, впрочем, и сам бурно развивается.

По производству сериалов Россия уже вошла в тройку мировых лидеров: около 2000 часов премьерных показов в год. Несмотря на большую загруженность, низкую оплату и актероцентризм российского кинобизнеса (до 40% сериального бюджета идет на оплату труда актеров), представить себе забастовку сценаристов в России невозможно. Официальное профессиональное объединение – Гильдия сценаристов – реального влияния не имеет. Законодательство и правоприменительная практика в отношении авторских прав противоречивы. Недавно, например, сценарист легендарного сериала «Следствие ведут знатоки» Александр Лавров подал жалобу на Россию в Европейский суд, не добившись на родине права получать отчисления от каждого показа фильма.

Пропагандистская роль кино и телевидения от этого не очень страдает: телеканалов мало, федеральные контролируются государством, а крупные кинопроекты, в свою очередь, невозможны без поддержки телеканалов. В мае этого года на заседании совета при президенте по культуре и искусству руководители телеканалов заявили, что доля зарубежных сериалов на российском ТВ снизилась до 1,5%. В таких тепличных условиях пропаганда становится дешевой, но и качество страдает. Впрочем, между каналами существует конкуренция за зрителя, а значит, и за талантливых авторов, так что и наши авторы со временем станут дороже. И все-таки напомним, что голливудские продукты создаются в жестких условиях высококонкурентного рынка.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать